Найти тему

Умер великий музыкант, связавший Восток и Запад

Оглавление

От синтезаторного фанка до минимализма. От сюрреалистической поп-музыки и нежных мелодий для фильмов до оркестровых диссонансов и экспериментов с электроникой. 28 марта 2023 года ушёл великий новатор, который не признавал перед собой границ.

Рюити Сакамото вырос в условиях послевоенной вестернизации Японии. Его первыми музыкальными увлечениями были «Битлз» наряду с Бахом и Шопеном. Во время учебы в Токийском университете искусств он увлёкся авангардом и свободной импровизацией. А дальше были десятилетия творческих поисков, которые воплотились в обширной дискографии, полной авантюр, чудес и открытий.

«Thousand Knives» (1978)

Стихотворение Мао Цзэдуна, прочитанное через вокодер, перетекает в податливый поток синтезаторных текстур и гитарных соло поверх запрограммированного ритма — и всё это названо «Тысяча ножей» в честь описания опыта от приёма мескалина французского поэта Анри Мишо. Отличное начало сольной карьеры! Запись предвосхищает работу Сакамото в группе Yellow Magic Orchestra.

Yellow Magic Orchestra «Firecracker» (1978)

Один из самых влиятельных и известных проектов при участии Рюити Сакамото. Yellow Magic Orchestra с энтузиазмом занимались электроникой и вдохновили целое поколение электронных музыкантов в Японии и за её пределами. Порой их называют японским ответом Kraftwerk, но YMO были на своей волне: баловались с разными жанрами, не стремились быть роботами и выражали уникальный, часто юмористический взгляд на «азиатство» и его экзотическое восприятие представителями иных культур.

«Riot in Lagos» (1980)

Альбом «B2-Unit» содержит один из важнейших треков Сакамото — опередивший своё время электро-фанк «Riot in Lagos». Это явное отклонение от поп-приколов YMO в сторону голой электроники — и вообще мостик, перекинутый в будущее. От этой точки позже оттолкнутся Aphex Twin и Boards of Canada, деятели электро, техно и хип-хопа.

Ryuichi Sakamoto & David Sylvian «Forbidden Colors» (1983)

Первый опыт работы Рюити Сакамото над саундтреком, как ни странно, вывел его на экран вместе с Дэвидом Боуи. Режиссёр Нагиса Осима решил, что музыкант создан для роли офицера, несмотря на отсутствие актёрского опыта. Сам Сакамото критиковал музыку из фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» за излишнюю сентиментальность. Но написанная им бесподобная главная тема неизменно звучала на его живых выступлениях на протяжении всей карьеры.

«Etude» (1986)

Как и следовало ожидать от альбома с названием «Иллюстрированная музыкальная энциклопедия», Сакамото создал авторское полотно из широкой палитры жанров, но с опорой на поп-музыку и фанк. «Этюд» — жизнерадостный фьюжн, который хоть и звучит приглаженно, но, как всегда у японского экспериментатора, с лёгкой долей выхода за рамки, экзотики и необычности.

«The Last Emperor» (1987)

В наследии трудолюбивого Рюити Сакамото скопилось огромное количество саундтреков. Музыка к «Последнему императору» — первая из его работ для режиссёра Бернардо Бертолуччи. Партитура зрелого, уверенного в себе композитора, которая была удостоена «Оскара», «Золотого глобуса» и «Грэмми».

«We Love You» (1989)

В альбоме «Beauty» Сакамото пустился в головокружительные межкультурные эксперименты, собрав вокруг себя друзей. Список гостей в «We Love You» впечатляет: перкуссионист Милтон Кардона, конголезский гитарист Дали Кимоко-Н'Дала, экс-участник Soft Machine Роберт Уайатт, Брайан Уилсон — и все они исполняют песню «Роллинг Стоунз». «Я хочу быть гражданином мира. Звучит в духе хиппи, но мне это нравится», — говорил Сакамото.

«Salvation» (1997)

Композитор воплотил свои размышления о будущем в симфоническом произведении «Без названия 01». Его финальная, четвёртая часть — «Спасение», исследование смысла искупления, аранжированное нежным звучанием струнных инструментов. «Я спросил себя, что для меня спасение. Ответа, естественно, я не нашёл». Пьеса заканчивается сокрушительной кульминацией — грохотом металла, последовательностью дисгармоничных аккордов, мучительной, нервирующей тишиной.

Ryuichi Sakamoto + Alva Noto «Uoon I» (2003)

Сакамото заявлял: «Мне нравится сотрудничать с людьми, у которых есть то, чего нет у меня — навык, идея… Я всегда ищу что-то удивительное: как и всем остальным, мне нужно вдохновение и импульсы». Немецкий звуковой художник Карстен Николай (он же Alva Noto) был из тех, кто послужил источником для такого творческого импульса. Альбом «Vrioon» — одна из совместных работ двух мастеров, уникальное сочетание фортепианных пассажей и филигранной электроники.

«The Sheltering Sky» (2009)

В альбоме «Playing the Piano» Рюити Сакамото представил огромное разнообразие своего каталога в виде композиций для сольного фортепиано. Ретроспектива свидетельствует об огромном количестве написанных им замечательных мелодий. А также о его любви к Дебюсси, Равелю, Сати и французскому импрессионизму. Примечательно, что Франция наградила японского маэстро Орденом искусств и литературы за вклад в культурный обмен в том же году.

«Life, Life» (2017)

Альбом «async» был выпущен Сакамото после долгого периоды борьбы с раком горла и в качестве воображаемого саундтрека к не вышедшему фильму Андрея Тарковского. Альбом-размышление, альбом-принятие. Бескомпромиссный, честный, завораживающий своей ясностью взгляд на неизбежность смертности. В композиции «Life, Life» давний друг и соавтор композитора Дэвид Сильвиан читает стихи Арсения Тарковского:

«И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне ещё когда-нибудь приснится,
И повторится всё, и все довоплотится,
И вам приснится всё, что видел я во сне...»

Спасибо за внимание!