Найти тему

Гонконг

Стоянка в Гонконге

Начало здесь

Недели через три, когда пресной воды оставалось на несколько дней, Капитан Антонов решил заходить в порт Гонконг, куда и был запланирован заход рейсовым заданием. Пройдя Тайваньским проливом из Восточно-китайского моря в Южно-китайское, памятным нам по 1992 году, когда, торопясь на GRANDT REGATA COLOMBO-92-500, «Паллада» развила невероятную для кораблей нашего класса скорость в 21,3 узла, повернули на зюйд-вест (юго-запад) для захода в порт.

Символ корабля - судовой колокол. (из личного архива автора.)
Символ корабля - судовой колокол. (из личного архива автора.)

Вход сложный, фарватер не особо узкий, но изобилующий мелями, поэтому без лоцмана не зайти, несмотря на наличие точных, казалось бы, карт. И как было описано в лоции, «песчаные наносные отмели в устье реки Жемчужная при входе на рейд, могут изменять со временем свое положение…» Но местные лоцмана свое дело знали крепко и зашли мы правильно и встали на рейде, неподалёку от центра города.

Город сравнительно молодой – основан в 1841 году. Гонконг — это не город и не страна, а специальный административный регион Китая. Более 150 лет Гонконг был британской колонией. С 1997 года он уже не британский город, но еще и не совсем китайский. Сейчас длится переходный период. До 2047 года Гонконг будет существовать по принципу «одна страна — две системы». Формально он входит в состав КНР, но на особых условиях. Здесь своя валюта, экономика, налоговая система, миграционный режим с более чем 7,5 миллионами жителей различных национальностей на территории площадью 1104 квадратных километра. Гонконг является одним из самых густонаселенных мест в мире.

И в этом мы сами смогли убедиться, высадившись на берег и гуляя по нешироким улочкам этого каменного «мешка». Что поразило сразу! Даун таун – деловая часть города - расположена на склонах горы Тай-Мо-Шань, высотой 957 метров, практически на прибрежных пляжах, весьма нешироких для такого мегаполиса. Поэтому все здания высотные, как их называют – небоскребы, и где бы ты не поднял голову вверх, увидишь только небольшой квадратик неба, ограниченный крышами этих билдингов. Ничего особо интересного, выдающегося, мы в нем не нашли, кроме нескольких прекрасно разбитых парков, самым знаменитым из которых являлся Парк Диснейленд.

Как и положено в бывшей колонии Англии, в Гонконге левостороннее движение. При этом как на дорогах, так и в метро пешеходы соблюдают эти правила в подземных переходах, на тротуарах или прогуливаясь по парку. Особенно необходимо быть внимательными при переходе через дорогу: сначала смотрим направо, а потом уж налево.

На второй день трое наших «доблестных» кадетов опоздали на вечерний катер, который развозил моряков на суда, стоящие на рейде. Днем наш парусный мастер Вадим ошвартовал к борту большую океанскую яхту, купленную в Австралии и шедшую во Владивосток. Хозяин и капитан этой яхты Аркадий был приятелем нашего капитана и Антонов убыл к нему в гости. Яхту посмотреть, «рюмку чая» за удачный переход потребить. Вернулся только к вечеру, весьма веселый и заявляет мне: «Всё, ухожу к Аркаше, он пригласил меня перегнать яхту до дому!» Э, стой, говорю капитан, ты сюда корабль привел, ты его отсюда и верни домой – называется - «положи, где взял!». И потом, кому передашь командование? Мне нельзя – у меня в то время был диплом ШМП – вахтенного помощника. Вениамину Васильевичу - старпому? Не, говорит, Веня не готов еще маленько. А больше, говорю, некому. Так что, давай-ка лучше, звони агенту, пусть ищет наших беглецов.

Приехали потом, нагулявшись, но уже поздно, наняли катер, за свой счет, конечно. И получили свои все взыскания: от меня, от помощника капитана по воспитательной работе, ну и от командира роты больше всего.

На третий день наших кадетов пригласили в Гонконгский университет в плане студенческой дружбы. В сопровождении меня, командира роты и преподавателей, свободные от вахты курсанты поехали на поданном к причалу университетском автобусе. Показали аудитории, лаборатории, жилые корпуса с общежитиями студентов, столовыми, кафе. А потом предложили сыграть в футбол, так любимый и культивируемый в Азии, особенно среди студенческой молодежи. И даже выдали футбольную форму всей нашей команде. Температура воздуха в марте в северном тропике, а Гонконг располагается на 22° северной широты, весьма высокая. Поэтому наши парни и проиграли матч привыкшим к жаре китайским, малайским и всяким там азиатским студентам. Но все равно победила дружба и после прохладного душа всех пригласили на студенческий обед.

Простояли три дня и утром четвертого так же, под проводкой лоцмана, выкатились в Южно-китайское море, где сразу же были поставлены все паруса и остановлены дизеля, проработавшие часа четыре – только прогрелись, размялись.

При выходе из Гонконга, по возвращении домой проходили Тайваньским проливом в бейдевинд против встречного течения. Лавировались под всеми парусами и легком ветре суток трое, а Тайвань все с востока проглядывает, ну никак обогнать его не можем. Короткими галсами курсами на крутой бейдевинд то левого, то правого галса, проходили в сутки миль по 10 – 11 по генеральному курсу, да еще течение встречное сносило обратно. Утром третьего дня Мастер поднимается на мостик я ему и говорю: «Алексеич, тебе не надоело с Тайванем гоняться, может запустим эти «дыр-дыр-дыр, восемь дыр» да обгоним его?» Давай, говорит, запускайся, а то он и мне порядком надоел. Команда в машину, механики с радостью запустили оба дизеля, часа 3 - 4 покрутили винтом, оставив остров с юга и… опять тишина, только ветер поет-шуршит в снастях, да слышно, как вода за бортом журчит! Красота, да и только.

При переходе домой продолжительностью в три недели, ничего запоминающегося, неординарного не случилось. Ни тебе белых шквалов, ни смерчей… несколько раз шквальнуло, но это были обычные, привычные морякам шквалы, к которым мы всегда успевали подготовиться и заранее убрать верхние паруса и быть готовыми на штурвале. Как правило, на шквале ветер заходит в нос, со значительным усилением иногда до штормового, поэтому своевременная перекладка руля под ветер позволяет парусному судну сохранить ход и управляемость.

-2

Вернувшись в середине апреля домой, списали курсантов, пополнили запасы еды, воды и стали готовиться к приему следующей группы курсантов, так как следующий рейс планировался в Японию. Японцы, как нация, живущая у моря – Океана, каждый год, в августе празднуют «Праздник моря», на который они нас и пригласили.

Стоим на якоре в Амурском заливе, на рейде в четырёх – пяти кабельтовых от водной станции ДВГМА, под окнами кабинета ректора, готовимся к следующему рейсу. Связь с берегом на десантной барже типа «Зиганшин» - утром для смены вахт и вечером домой рабочей смены членов экипажа. Под бортом весь день стоял десяти весельный двухмачтовый катер «Надежда II» и по несколько раз в день под командованием кого-нибудь из помощников бегал на базу и обратно. Капитан Антонов, когда сходил на берег всегда рулил сам, а мы только парусами управляли, да «веревки» швартовые подавали. На ночь поднимали на борт с помощью фока-рея и устанавливали на штатное место.

Продолжение смотри здесь

Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь будет много парусных интересных историй.