Как по мне, к рассказу о Дзивгисе часто подходят слишком формально. Вы везде прочитаете и услышите примерно одно и то же. Дзвигиская наскальная крепость, построенная между 13 и 16 веками. Древнее святилище самого почитаемого в Осетии небожителя – Уастырджи. 14 хорошо сохранившихся склепов.
Для меня Дзивгис – это отправная точка, увертюра ко всей Осетии.
На входе в село летом вас встретят греющиеся на солнце котята, вокруг будут с серьёзным видом ковыряться в земле куры, а вечером через маленький мостик – возвращаться с пастбищ кучерявые барашки. Поразительно, но Дзивгис никогда не пустовал, даже во времена переселения на равнину. Живо село и сейчас.
На примере Дзвигиской крепости можно обсуждать фортификационые традиции Кавказа. И, кстати, гений строителей, которые настолько искусно вписали крепость в пейзаж, что с дороги её не сразу и увидишь. А вид из крепости… Широкие луга, река, серебристой змеей прорезающая все ущелье, массив гор с белыми шапками и много-много ярко-синего неба.
Тут же можно начинать знакомство с символом осетинской горной архитектуры – прямо напротив крепости находится наполовину сохранившаяся Башня Гутновых.
Склепы здесь всех типов: наземные, полуподземные и катакомбные. Для незнакомого со склеповым захоронением туриста здесь многое можно показать, чтобы Даргавс на следующий день воспринимался органичнее. А ещё есть два надгробных камня, Цырты. Цырт – это уникальное и почти исчезающее явление в культуре осетин.
Дзвигис – прекрасное место, чтобы рассказать об основах осетинских верований, что можно и нельзя делать в святых для осетин местах. Тут же находится древнее святилище Уацилла, покровителя земледелия и урожая, повелителя бурь. Поляна Фаесхъаеу, это 11 гектар плодородной земли, на которой издавна растили злаки, по преданиям принадлежащая самому Уастырджи.
Где-то здесь, набирая чистую горную воду из источника посреди села и заряжаясь энергетикой этого места, люди и начинают влюбляться в Осетию.