Найти тему
НАРОДНАЯ ДУША (18+)

"И ПОД УДАРАМИ ОСЛОПА, ТЫ БУДЕШЬ ГИБКИМ, КАК ЗМЕЯ..." НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУШКИН И НЕ ТОЛЬКО

Игра в чепуху (фр. bouts-rimés «рифмованные концы»)
Игра в чепуху (фр. bouts-rimés «рифмованные концы»)

Вот и пролетело очередное «Первое апреля». А осадочек остался… Как всё-таки много на свете людей, которые считают нас дураками (или хотят считать). И чего только не пишут в Интернете, чтобы это подтвердить и закрепить! Вот я за последние месяцы получил несколько сообщений с пометкой «Пушкин об эпидемии». Вы, конечно, тоже их получали: «Позвольте жители страны в часы душевного мученья…» Как такое возможно, что это, тоска о великих поэтах, самой поэзии или русском языке?

Бог бы с ними. Но это стихотворение и ему подобные напомнили мне о моей любимой теме: «Психоанализ в России». Тема смешная, ведь какой у нас может быть психоанализ? Тем, кто до сих пор не знает, или забыл, напомню, что это не «терапия психических болезней», которую до сих пор не изобрели и лишь только обсуждают на Западе, а всего лишь одна из многих теорий личности или, если хотите, теорий поведения. В которой неосознаваемые человеком конфликты переводятся в форму осознаваемых и быстро проходящих (в политике, кстати, наоборот: неосознанную тишь и благодать легко переводят в осознанную ненависть и агрессию).

А в чем страх и ужас психоаналитического подхода? В чём его лживость, антинаучность, вред для здоровья и даже опасность для цивилизации? Якобы в том, что он ещё никому не помог. В том, что это «лечение души душой», основанное на понимании «божественных сущностей» (чего в науке быть не должно). В том, что он требует предельной откровенности как от психоаналитика, так и от его терапевта. И, наконец, в том, что психоанализ нельзя ни доказать, ни опровергнуть экспериментальным путём (как, например, рак, диарею или слабоумие). Ну и, самое главное, психоанализ не в состоянии предсказывать будущее.

Я уже молчу о предположении, что пациенты психоаналитика должны быть талантливыми и «очень не бедными людьми», способными выражать свои мысли и творчески прорабатывать сложные душевные проблемы. Причём сам психоаналитик должен быть образован не хуже, а лучше своих пациентов, знать иностранные языки и, желательно, обладать литературным даром. Мой личный опыт (я изложил его в своей книге) это полностью подтверждает.

Так вот, в том, что касается предвидения будущего, я с уважаемыми критиками психоанализа не согласен. Я сам предлагал своим пациентам как раз такую психоаналитическую методику, которая основана на анализе не прошлых, а будущих проблем. Сначала я называл такую методику и соответствующее ей мировоззрение космогонией (причины однообразия и движения во Вселенной), потом решил, что более правильным будет назвать её Weltanschauung Theorie или Weltanschauung Therapie (WT), лечение мировоззрения.

Я во многом обязан Юнгу за то, что он подсказал некоторые способы творческого воздействия на ход терапии. Например, я пробовал предлагать своим пациентам писать песни, где звучали бы их скрытые мысли и желания, а потом помогал их озвучивать и дарил на память диски. Если человек не решался на такое «слишком глубокое» погружение, я просил его выбрать какой-нибудь песенный хит и попробовать «изложить» его в своей редакции. Получалось неплохо. То же самое со стихами, музыкой, картинами.

Когда-то в России, в теперь уже далёкие времена, существовала игра «буриме»: один игрок сочинял поэтическую строку, а другой обязан был остроумно её зарифмовать и передать другому игроку. Пока не получится полноценное четверостишие. Я этот процесс описал в своей книге «Записки психоаналитика». При этом, учитывая нехватку времени и желание участников блеснуть своими способностями, многие тайные их мысли легко становились явными. Причём без напряжения, с юмором и гротеском. За долгие годы у меня накопилось столько ценного материала, что я издал книгу под названием «Буриме» (изд. Ирис Групп, М. 2011), где собрал наиболее ценные варианты нового «звучания» лучших поэтов России. Только не ищите её в продаже, она разошлась в течение нескольких дней.

Так вот, и в песнях, и в стихах пациенты очень часто предвидели будущее. Своё, своей семьи и даже страны. Вначале это казалось случайным, потом просто желанием «наговорить глупостей, авось пронесёт». Иногда я со смехом показывал эти предсказания посторонним людям, они обижались и говорили: да так просто никогда не будет, выброси эту гадость и забудь о ней. Но, когда такие предсказания стали сбываться, мне уже стало не до смеха. Вот например.

В доме нищих разнузданный праздник,

Плачет мать, избивают отца.

И мальчишка, сынок, первоклассник

Ходит квёлый от рюмки винца.

Я тоже думал, что такое в России никогда не случится. Богатейшая страна, умнейший народ, сильный, предприимчивый, поголовно грамотный. И чтобы у нас были нищие, голодные дети? Это могут представить себе только психически нездоровые люди!

А потом и украинская тема стала всплывать. Откуда, как, почему? "Киев взяли гайдамаки - вот она, судьба. На майдане ни собаки, крики и стрельба". И это ещё при советской власти! Или вот такая песня.

"На моей родной, на Украине,

В самом центре славянской земли,

Где-то в городе, на окраине,

На помойке ребёнка нашли.

Горько плакал он, всеми брошенный,

Видно, звал свою бедную мать.

И снежком слегка припорошенный,

Ничего не хотел понимать".

Часто мне приносили стихи, навеянные «тайными мыслями о будущем» Ломоносова, Фонвизина, Баркова, Хераскова, Бестужева, Карамзина, Давыдова, Батюшкова, Герцена, Некрасова, Одоевского, Горького, Набокова, — тут мне даже становилось не по себе. Неужели в русском народе заложено так много горького пессимизма? Кто даст ответ? Может быть, как писал Феофан Прокопович (1681 - 1736): "Всяк себе в помощь Вышняго предавый..."

СОНИЕ

Внегда узрят на небе сыя

И бес изыде черный в ад,

Абие вспрянет вся Россия

И забобоны упразднят.

Так зычный голос громко, смачно

С небес вещал. И паки рек:

"Тогда услышим, однозначно,

Что скажет русский человек!"

Да, уж я-то наслушался того, что уже сейчас говорят и пишут русские люди. Особенно тогда, когда им это разрешают и даже всячески поощряют. В нашей стране гении повсюду, правда, иногда они прячутся где-то по баракам и больницам, а то и за тюремной решёткой.

Один раз я не мог поверить своим глазам, так удачно (и легко) пациент интерпретировал мысли самого Пушкина. Я даже подумал, что это не известные широкой публике черновики поэта, украденные из какого-нибудь архива. Вот вам парочка вариантов, подтверждающих мою мысль. Конечно, это только на мой взгляд, другие могут в них найти много чего другого. Ведь личный опыт у нас всех разный.

СОВЕТ

ЗАСТУПНИКИ КНУТА И ПЛЕТИ,

О, ЗНАМЕНИТЫЕ КНЯЗЬЯ,

ЗА НИХ ЖЕНА МОЯ И ДЕТИ

ВАМ БЛАГОДАРНЫ, КАК И Я.

ЗА ВАС МОЛИТЬ Я БОГА БУДУ

И НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДУ,

КОГДА ПО ДЕЛУ ПОЗОВУТ

МЕНЯ НА НОВУЮ РАСПРАВУ,

ЗА ВАШЕ ЗДРАВИЕ И СЛАВУ

ОЧКОМ ПРИМУ МОЙ ПЕРВЫЙ КНУТ!

НЕ МНОГО ВЫТЕЧЕТ СИРОПУ,

ЧТОБ ВАШУ ГОРДОСТЬ НАПИТАТЬ…

УВИДИТ БОГ! И БОЛЬШЕ ЖОПУ

НЕ БУДУТ БЕДНУЮ ПЫТАТЬ.

А ТЫ МОЙ ДРУГ, ПОТОМОК СЛАВНЫЙ,

РОССИИ БУДУЩЕЙ ПИИТ,

ПРИМИ СОВЕТ МОЙ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ:

КОГДА ТЫ БУДЕШЬ ЗНАМЕНИТ,

ЛИШЬ ТОЛЬКО ДУШУ ОСТРАКИЗМОМ

НАЧНУТ ПЫТАТЬ, — ТО ЦАРЬ, ТО ЗНАТЬ, —

ТОТЧАС ВИНОМ И ОНАНИЗМОМ

ЕЁ ПОПРОБУЙ ТЫ ЗАНЯТЬ.

В НЕЁ ВЕДЬ ВСЕ ОНИ ЗАЛЕЗУТ,

ПОВЕРЬ ПРЕДЧУВСТВИЮ СЕМУ!

И ТОЛЬКО ГАДОСТЬ ИЛИ МЕРЗОСТЬ

ДАСТ ШАНС СПАСЕНЬЮ ТВОЕМУ.

И ПОД УДАРАМИ ОСЛОПА

ТЫ БУДЕШЬ ГИБКИМ КАК ЗМЕЯ;

И, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ДРОГНЕТ ЖОПА

ТВОЯ, КАК ДРОГНУЛА МОЯ…

***

СТАРОСТЬ НЕ РАДОСТЬ

КОГДА ЖЕ ЮНОСТЬ ЛЁГКИМ ДЫМОМ

УМЧИТ ВЕСЕЛЬЯ ЮНЫХ ДНЕЙ,

ТОГДА У СТАРОСТИ ОТЫМЕМ

ВСЁ, ЧТО ОТЫМЕТСЯ У НЕЙ.

НЕ ПОДРАЖАЯ ЧЕРНИ СЛЕПО,

УСТАЛ Я ЖИЗНИЮ ИГРАТЬ.

УМЧАЛАСЬ ЮНОСТЬ ТАК НЕЛЕПО,

ТАК ГДЕ Ж ВЕСЕЛЬЯ МНЕ СЫСКАТЬ?

КУДА ПРОПАЛ ЗАДОР И ЯРОСТЬ,

И СТРАСТИ ГИБКАЯ ЗМЕЯ?

ВЗАМЕН ПРИШЛА СЕДАЯ СТАРОСТЬ,

НО ЧТО Ж МЫ МОЖЕМ ВЗЯТЬ С НЕЯ?

УЖЕЛЬ БОГАМ НА ПОХУХАНЬЕ

НАЙДУ В НЕЙ ТО ЖЕ, ЧТО И ВСЕ?

РАЗДЕЛ, ПРИПАЛ – ЧТО ЗА КОХАНЬЕ:

ОСЕ ОНА ВО ВСЕЙ КРАСЕ!

ВОЗДВИГ НА ОДР Я СТАРУШКУ,

ВОТЩЕ ТРУДИЛСЯ ВОСЕМЬ ДНЕЙ;

ИСПОРТИЛ ПРОСТЫНЬ И ПОДУШКУ, -

НЕ ОТЫМАЕТСЯ У НЕЙ!

Я ДВИГАЛ СЕМО И ОВАМО,

ИЗРЯДНО ПРОБУЯ МУДИТЬ;

ПОТОМ СПЕШИЛ, НО, СКАЖЕМ ПРЯМО,

НЕ СМОГ В НЕЙ ЧУВСТВА ПРОБУДИТЬ.

НО ВСЁ Ж ГОВЕЛ Я НЕ НАПРАСНО,

КУПАВЫЙ ШПЫНЬ И ШАЛАГАН:

ОНА ЗАВЫЛА ВЕЛЕГЛАСНО

И, ВМЕСТО ЛЯРВЫ БЕЗОБРАЗНОЙ,

УЗРЕЛ Я ДЕВЫ ЛИК ПРЕКРАСНОЙ;

НО БЫСТРО КОНЧИЛСЯ ОБМАН.

НАУТРО РЕХ ПЕЧАЛЬКО ЧАДИ,

ЧТО В ДОМЕ НЕТ ВИНА И ЯДИ,

ВЕЗДЕ ВОЛОС ЧУЖИЕ ПРЯДИ,

НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ ОТ БЛЯДИ

И ЖУТКИХ МЫСЛЕЙ БАЛАГАН…

КАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ В ТАКОМ НАРЯДЕ?

***

Словарь устаревших слов: сый - сущий; забобоны - суеверия, предрассудки; ничтоже велие – ничего особенного; велегласно – громко; шпынь – насмешник; мудить – медлить; семо и овамо – туда-сюда; похухание – осмеяние; ослоп – кнут; блядь – ложь, обман, выдумка, разврат; говеть – чтить, почитать; шалаган – повеса; лярва – маска; наряд – установление порядка; коханье – любовь; рех - сказал.

***

Ну, что сказать в заключение? Неврозы неврозами, но где-то в них прячется и надежда на спасение. О великий и могучий русский язык! На многое же ты способен. Думаю, что о нём у нас ещё будет повод поговорить. Ставьте лайк! У нас ведь читают только то, что читают другие )).