Россияне, возможно, уже в 2024 году смогут открыть счет в банках по видеосвязи, то есть без личного присутствия. Центробанк уже тестирует механизм, о котором в кредитных организациях говорят с пандемийного, 2020-го, года. В материале «Ямал-Медиа» — о преимуществах и недостатках нововведения и будет ли такой метод безопасным для клиентов.
Без атавизма
Банки в России активно развивают цифровые каналы связи. Со следующего года жители страны смогут удаленно получать возмещение в случае банкротства кредитной организации. Необходимо будет только подать заявления через портал госуслуг. Всего Агентство по страхованию вкладов в 2022 году перечислило клиентам разорившихся кредитных учреждений 1,7 миллиарда рублей.
Есть вероятность, что россияне вскоре смогут также открывать дистанционно счета в банках, с помощью видео-конференц-связи. Центробанк и Росфинмониторинг, а также другие заинтересованные органы исполнительной власти активно обсуждают внедрение в практику так называемой «видеоидентификации». Об этом рассказал директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка РФ Илья Ясинский на конференции «Региональный финансовый рынок: состояние и перспективы, роль в социально-экономическом развитии регионов».
Такую инициативу обсуждают еще с 2020 года, поскольку возможность заводить счета в банках по видеосвязи стала актуальной из-за коронавирусной пандемии.
«Надеюсь, что видеоидентификация проявит себя положительно, <...> и мы сможем, может быть уже в следующем году, полностью отказаться от атавизма в виде личного присутствия при открытии счета», — подчеркнул представитель Центробанка.
Фото: Tumisu /Pixabay
Упростит процесс
Такой механизм существенно упростит весь процесс. Особенно нововведение понравится тем клиентам банков, которые проживают в отдаленных регионах России. Если отпадет необходимость личного посещения кредитной организации, это очень сэкономит время и расходы на дорогу.
Кроме того, открытие счета по видеосвязи будет проходить гораздо быстрее, чем обычным способом. Для проверки личности клиента кредитные организации смогут использовать специальные программы и современные технологии, что значительно ускорит процесс идентификации, подчеркнул в беседе с «Известиями» гендиректор «Эксперты бизнес-планирования» Николай Журавлев.
Банки, если технология завоюет доверие, в перспективе смогут отказаться от части площадей, используемых для приема клиентов, и оптимизировать издержки. Кроме того, открытие счетов по видеосвязи — важный шаг на пути повышения качества обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Максим Федоровсоветник по инвестициям ИК Fontvielle
Дипфейк и другие манипуляции
Однако существуют и риски. Эксперты отмечают, что при применении технологии следует думать, в первую очередь, о вопросах IT-безопасности. Дело в том, что злоумышленники могут использовать подставных лиц или фальшивые документы, и другие, самые разные уязвимости баковского процесса.
Фото: StartupStockPhotos/Pixabay
Самый серьезный риск — применение технологии дипфейк, которая позволяет выдать себя за другого человека, заменив лицо. Ею уже давно пользуются мошенники. Программа изменяет не только внешность, но и голос. Это даст злоумышленникам возможность получить доступ к денежным средствам и персональным данным, пояснил первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк» Алексей Виноградов.
По словам Журавлева, злоумышленники могут подделывать видеозаписи, предпринимать хакерские атаки. Мошенники могут использовать полученные данные клиента, чтобы открыть счет на его имя. Клиент также может столкнуться с проблемами, связанными с утерей личных документов и кражей личных сведений.
При этом схема была уже «обкатана» на криптобиржах, на открытии счетов для инвестиционных инструментов для торговли на бирже, давно и успешно используется на Западе, подчеркнул директор по развитию LocalCarHires.com Максим Меженков. Однако эксперт уверен, что, вероятно, банки будут использовать такой софт, который будет сканировать сетчатку глаза или фиксировать каждое малейшее движение головы. У сотрудника банка должна быть 100%-ная уверенность, что перед экраном сидит реальный живой человек.
В РосДорБанке указали, что эта технология должна сочетаться с единой биометрической системой и удаленной биометрической идентификацией — их активно внедряют в банковском секторе.
Сложная процедура идентификации
Примут ли нововведение кредитные организации — зависит от того, какие технические параметры будут использовать сотрудники и служба безопасности банка при удаленном интервью со своим клиентом.
Центробанку следует детально проработать систему идентификации клиента, подчеркнула старший юрист FTL Advisers Светлана Иванова. К примеру, в судебных заседаниях ужа давно используют видео-конференц-связь. Она устанавливается только из зала суда по месту жительства такого участника, и его идентифицирует другой судья. Система исключает участие в процессе подставных лиц.
Фото: StartupStockPhotos/Pixabay
Помимо этого, встает вопрос о персональных данных — каким образом они будут защищаться. Для организации таких видеовстреч банку необходимо будет обеспечить дополнительную защиту персональных данных.
Светлана Ивановстарший юрист FTL Advisers
По мнению Меженкова, чем сложнее будет процедура, тем меньше останется рисков. Иначе мошенники смогут найти внешне похожего на жертву человека. Такой риск остается при простой и незамысловатой процедуре, заключил эксперт.
С 1 апреля пожилые россияне смогут получать пенсию в цифровых рублях. В будущем в электронных рублях планируют выплачивать не только пенсии, но и зарплаты.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».