Очень часто, не имея аргументов оспорить неприятную для фанатов Сталина информацию, не умещающуюся в их картину счастливого советского прошлого, выполненную в стиле соцреализма, «бывшие люди» истерично восклицают, что все прочитанное (чаше недочитанное) – вранье с целью опорочить светлый образ того, кто выиграл войну, поднял промышленность, создал бомбу.
Сама формула – Сталин выиграл войну, поднял промышленность …. – это плевок в лицо людей того поколения. В истории и ВОВ, и индустриализации есть только одна истина – это беспримерный подвиг советского народа. Все остальное – вопросы дискуссионные.
Вас, возможно, покоробил омерзительно кощунственный термин «бывшие люди», который я использовал, чтобы избежать тавтологии и обратить на него Ваше внимание.
Термин «бывшие люди» ввели в употребление большевики. Им клеймились все, кто хоть как-то состоялся до знакового октября. Он был не бытовым, а вполне себе официальным и использовался в официальных документах.
Но сейчас не об этом.
Сегодня я процитирую Вам документ, который привлек мое внимание тем, что демонстрирует, отчасти, природу чуда Сталинской индустриализации.
Телеграмма секретаря Дальневосточного крайкома ВКП(б) Л.И. Лаврентьева и уполномоченного СНК СССР по Дальневосточному краю И. В. Косиора И. В. Сталину, председателю СНК СССР В. М. Молотову, наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе и наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде о передаче строительства металлургического завода в Комсомольске в ведение НКВД СССР.
Решением ЦК должен быть построен металлургический завод в Комсомольске с окончанием первой очереди в 1937 году. На строительство металлургического завода в 1935 году ассигновано 5 300 000 рублей. Рабочая сила в этом году выделена на строительство из стройкорпуса Наркомтяжпрома, в составе полубатальона. Чтобы закончить первую очередь строительства в 1937 г., работы 1936 г. потребуют на площадке строительства свыше 10 000 человек рабочих, что баланс рабочей силы края обеспечить не сможет. Потребуется дорогостоящий завоз — вербовка рабочей силы из других областей Союза и по мере их прибытия — разворачивание жилищного и бытового строительства, что наверняка оттянет непосредственные работы по строительству самого завода и отсюда отодвинет пуск первой очереди. На формирование этого дела спецстройчастей мы не рассчитываем. Поэтому мы считаем лучшим решением передать строительство металлургического завода дальневосточным лагерям НКВД, которые сейчас заканчивают особое строительство (строительство фондовых зерновых складов и мельниц комитета резервов), где занято до 2000 человек.
В четвертом квартале лагерь кончает строительство бензоскладов по водным точкам, где также освободится до 2000 человек и с 1 января 1936 года значительно сократится количество лагерной рабочей силы на Седанстрое, где на 1936 год остаются работы в пределах 4—4,5 млн рублей до 1 июля. Переключая на строительство металлургического завода еще лагерную рабочую силу, занятую на строительстве Дальпромстроя — примерно в 1 500 человек — мы почти полностью обеспечиваем на месте рабсилой первоочередную потребность строительства металлургического завода. Дальлаг, как строительная организация на всех участках, где занята лагерная рабсила, себя оправдал, не сорвав сроков порученных ему строек.
При таком решении:
1) Будет обеспечен немедленный и организованный разворот строительства завода, ибо дальневосточные лагеря имеют опыт производства крупных строительных работ в таежных условиях.
2) Получим экономию в средствах и во времени на возведение временных сооружений для размещения и обслуживания построечной рабочей силы.
3) Облегчается создание кадров для эксплуатационных нужд будущего завода, так как за период строительства воспитается значительное количество рабочих из заключенных, которых можно будет по окончанию строительства обустроить и закрепить за заводом. Так, например, сейчас получается со строительством железной дороги Волочаевка—Комсомольск, где временная эксплуатация дороги уже обеспечена кадрами заключенных.
Проектирование завода нужно оставить за Наркомтяжпромом, материальное и техническое снабжение возложить на НКВД с передачей ему соответствующих фондов Наркомтяжпрома. Нужно обязать Наркомтяжпром выделить в распоряжение дальневосточных лагерей инженеров-специалистов, имеющих опыт строительства металлургических заводов и эксплуатацию их.
НКВД сдает завод на ходу.
По этим соображениям и на этих условиях просим постановлением ЦК обязать т. Ягоду принять это строительство на себя, а т. Дерибас согласен на непосредственное руководство этим строительством. Решение о передаче строительства Дальневосточного металлургического завода НКВД желательно иметь в ближайшее время, чтобы не потерять зимнего сезона для заготовки местных стройматериалов и чтобы лагеря своевременно могли подготовиться к развороту работ 1936 года, и тогда можно быть уверенным, что пуск первой очереди завода к концу 1937 года будет обеспечен.
Справедливости ради следует сказать, что пуск первой очереди завода в 1937 году не состоялся.
Пуск завода «Амурсталь» состоялся 15 февраля 1942 года, но уже в январе 1936 года начались подготовительные работы по строительству металлургического завода: корчевка тайги, осушение болот, прокладка дорог и строительство жилья.
Зеки нижне-амурского ИТЛ участвовали в строительстве:
Дальневосточного металлургического з-да (стр-во Николаевского и Кимканского железных рудников, освоение месторождений: Бироканских (доломитового и магнезитового), Юхта-Бузулинского огнеупорных глин и Ольдойского кварцитового, стр-во дробильно-обогатительных ф-к, ж/д путей, причала в Николаевске и жилищно-бытовое стр-во)
Ключевского комбината, Могочинской ЦЭС и автодороги Могоча—Ключи;
кирпичного завода на ст. Шелехово;
железных дорог: Комсомольск — Советская Гавань; Комсомольск—Ургал; Комсомольск—Волочаевка; Известковая—Ургал; ветки БАМ—Тында; Кулунда—Михайловское; Комсомольск—Советская Гавань от Комсомольска до пер. через хр. Сихотэ-Алинь; ветки Советская Гавань — бух. Северная; Комсомольск—Победино на участке Комсомольск — м.Лазарева; Комсомольск—Селихин;
железнодорожного узла «Комсомольск»;
бухты «Ванино» для нужд «Дальстроя»;
тоннеля под Татарским проливом
паромной переправы через р. Амур у г. Комсомольска
нефтепроводов: Оха—Циммермановка; Софийское—Комсомольск, Оха—Софийское
аэродромов;
«спецобъектов»;
этилосмесительной установки на Комсомольском НПЗ МНП;
пересыльного пункта и перевалочной базы в Софийском;
расширении мощностей Хапсальского кирпичного завода в Комсомольске;
Зеки нижне-амурского ИТЛ использовались в обслуживании треста «Хабаровскуголь» МУП (с. Чегдомын), Хурмулинского домостроительного завода, лесопильного завода (с. Селихин Комсомольского р-на), бетонного завода и жилищного строительства треста «Амурстальстрой» Минстройпрома, жилищного строительства треста № 6 Минстройпрома и механического завода Дальстроя ММП (г.Комсомольск); в деревообработке и изготовлении мебели.
Зеки нижне-амурского ИТЛ использовались в производстве извести (на Малмыжском з-де Нижнеамурстроя), кирпича (в том числе в с. Ургал Хабаровского кр.), многочисленных авторемонтных предприятиях, в сельском хозяйстве, например, совхоза «Агра», Кульдур», «Ургал», «Волочаевка»; на лесозаготовках.
Зеки нижне-амурского ИТЛ участвовали в изготовлении боеприпасов (мины М-82, М-120) и спецукупорки на заводе 139 НКПС.
Гениальная экономическая стратегия Сталина мало чем отличалась от экономической стратегии рабовладельческой Бразилии в сфере производства сахара.
Не был он ни Маском, ни Фордом, ни Касперским.
Или Вы со мной все-таки не согласны?
Ваш «лайк» будет достаточным вознаграждением за мой труд. А Ваша подписка на канал позволит неудобной правде прощелить в пространство интернета.
С уважением, Михаил.