Если вы когда-нибудь рисовали или писали натюрморты, то знаете, как правильно строить в перспективе предметы, в основе конструкции которых тела вращения. Проще говоря, это всевозможные крынки, кастрюльки, бутылки, тарелки, туески и чугунки. Все, что имеет круглое донышко и горлышко. В горизонтальном положении эти донышки и горлышки рисуются в виде эллипса, раскрытого тем больше, чем дальше он от линии горизонта, то есть от уровня наших глаз.
А если вы рисовали много учебных постановок, то рано или поздно встречались с необходимостью нарисовать такой же предмет, но не стоящий, как обычно, вертикально, а лежащий на боку. И вот тут всегда возникает вопрос: а как строить в перспективе этот самый круг горлышка? В эллипс-то он все равно превращается, но как располагаются оси симметрии этого эллипса?
Казалось бы, всё просто: то же самое, но кружка легла на бок, удаляясь боками от зрителя в сторону точки схода на горизонте. Оси эллипсов, как прежде, перпендикулярны центральной оси цилиндра. Они и должны оставаться перпендикулярными.
Положим кружку на бок.
Казалось бы, все правильно. Но вот тут тут получилось что-то не то, неубедительно выглядит. Хотя бы потому, что невозможно соединить самую верхнюю точку круга и самую нижнюю точку, опирающуюся на плоскость, вертикальной линией. А надо, чтобы она была вертикальная, как в жизни.
Но тут виновата я, положившая кружку на плоскость и не проверившая ничего конструктивно. Давайте строить.
Уведем ось цилиндра, которым является кружка, в перспективу и построим прямоугольный "брусок", в который этот цилиндр точно впишется вместе с ободком кружки.
Если исходить из того изображения, что есть, получится примерно вот так. Всё-таки две точки схода "бруска" довольно далеко расположены друг от друга. И передняя плоскость бруска при таком развороте должна быть раскрыта сильнее, чем сейчас.
Дальше - найдём ось цилиндра, которая совпадает с центральной осью нашего бруска. Для этого проведём диагонали квадратов, изображенных в перспективе. Точка их пересечения и будет та, через которую проходит ось цилиндра. И она направлена в ту же точку схода, что и стороны бруска.
А вот теперь рисуем правильный эллипс. Его длинная ось расположена строго под углом 90 градусов к центральной оси цилиндра. Ширина эллипса, короткая ось, обусловлена степенью его "раскрытости".
Обратите внимание, длинная ось симметрии эллипса не совпадает с направлением диагонали квадрата, в который вписана окружность. В некоторых частных случаях, конечно, может с ней совпадать, это зависит от точек схода и уровня горизонта. Но чаще не совпадает, потому что от этой диагонали не зависит. Зависит только от направления центральной оси цилиндра.
И если всё правильно построено, то и точки эллипса верхняя и нижняя будут находиться строго одна под другой.
И кружка наша при данном развороте к зрителю должна выглядеть примерно так:
Вот так будет выглядеть натюрморт с лежащей кружкой.
Продолжение по ссылке.
Очень хорошо изложена эта тема, как и другие, в книге Э. Норлинга "Объёмный рисунок и перспектива", с которой можно познакомиться по ссылке.
Если вам нужна практика в освоении грамоты рисования при последовательно усложняющихся задачах с освоением закономерностей объемного изображения форм, - приглашаю на свой удалённый курс. Тема этой статьи, как и некоторых других, как раз принадлежат этому курсу. Подробности на моем сайте.
На сайте также есть систематизация статей этого канала по темам. Подписывайтесь на канал.