Найти тему

Про аутизм часть 2

Лечение и коррекция

Как быть родителям

Могут ли у человека с РАС быть здоровые дети

Инвалидность

Список литературы

Лечение аутизма

РАС - это не болезнь, соответственно вылечить его нельзя,но можно корректировать.

Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с нейропсихологом, логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Они должны проводиться опытными специалистами по работе с такими детьми, так как у этих занятий есть своя специфика: нужно адаптировать ребёнка к новым условиям, вовлечь в работу все анализаторы (тактильный, слуховой, вкусовой, зрительный и обонятельный), мотивировать ребёнка заниматься, отрабатывать указательный жест . Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи ребёнка: родителей, братьев и сестёр.

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

• ABA-терапию;

• Денверскую модель раннего вмешательства;

• систему коммуникации PECS;

• комплексную программу ТЕАССН;

• DIR-концепцию;

• эмоционально-уровневую коррекцию;

• сенсорную интеграцию;

• медикаментозную терапию.

 Чем раньше будет начата коррекционная работа, чем интенсивнее будут проводиться занятия (минимум 20-40 часов в неделю при общей длительности от 1000 часов) и чем активнее будет включаться коррекция в повседневную жизнь ребёнка (использование определённого метода родителями дома и на прогулке, учителями в школе, воспитателями в детском саду), тем будет эффективнее.

Медикаментозная терапия 

назначается как правило в периоды обострения с учётом его пользы и риска, проводится под наблюдением врача. Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребёнка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

• невыполнение устных инструкций;

• проблемное поведение, когда ребёнок отказывается от каких-то занятий;

• низкая скорость обучения;

• отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;

• низкие социальные навыки.

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Как жить с ребёнком с аутизмом

Ребёнок с РАС требует внимания и ухода, поэтому, как правило, одному из родителей приходится уволиться, чаще всего такое решение принимает мать. Важное значение имеет чёткое распределение ролей членов семьи при уходе за ребёнком — это напрямую влияет на его качество жизни.

Перед семьёй, в которой растёт ребёнок с РАС, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребёнка с РАС, но и у всех членов семьи. В случае, когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние ребёнка с РАС, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребёнка .

Могут ли у аутистов быть здоровые дети

Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.

Согласно исследованию NIH (Национального института здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3-5 % детей, у которых тётя или дядя страдают таким расстройством. Для сравнения — в общей популяции РАС выявляется у 1,5 % детей .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от типа расстройства и симптоматики. При поздней постановке диагноза и отсутствии своевременно начатой лечебно-коррекционной работы в большинстве случаев формируется глубокая инвалидность. Лечение помогает компенсировать трудности в поведении и проблемы в коммуникации ребёнка, но некоторые симптомы аутизма остаются с человеком на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте симптомы могут усилиться.

Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).

Первичная профилактика РАС затруднена отсутствием данных о причинах его возникновения. Существуют исследования о связи аутизма у ребёнка с бактериальными и вирусными инфекциями матери во время беременности, недостатком в организме матери фолиевой кислоты в момент зачатия , но данных в них недостаточно для однозначных выводов.

• Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, нейропсихологом,

врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.

Дают ли инвалидность при аутизме

Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.

Ба­ши­на В. М. Ау­тизм в дет­ст­ве. М., 1999.

• Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с. — ISBN 5-09-003454-0.

• Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989. — 95 с. — ISBN 5-09-001264-4.

• Аутизм / Манелис Н. Г., Шостакович Б. В. // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 497. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.

• Тейлор Д. Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией = Jeremy Taylor: “Body by Darwin: How Evolution Shapes Our Health and Transforms Medicine”. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 333 p. — ISBN 978-5-9614-5881-7.

• Handbook of autism and pervasive de­ve­lopmental disorders / Ed. by D. J. Cohen, F. R. Volkmar. 2nd ed. N. Y., 1997