Столовые приборы: без них мы сейчас не представляем ни одну трапезу…более того, теперь на столе присутствуют по нескольку как ложек, так и вилок!
История вилки достаточно непроста и спорна. Например, считается, что она – самый «молодой» столовый прибор. Но ложек периода неолита археологами не обнаружено, а вилка периода неолита найдена специалистами по раскопкам на Кавказе. Некоторые ученые полагают, что вилка появилась одновременно со стрелой, и сначала ее использовали как зубочистку. Древнейшие образцы вилок применялись в античном мире, им насчитывается более двух тысяч лет. Двузубые вилки знали в Ассирии и Древнем Египте, но употребляли их не за столом, а как поварской инструмент при приготовлении пищи и для придержания мяса, когда его резали. Умели пользоваться за столом общей вилкой в Древней Греции, а затем и в Италии.
В христианской Европе люди очень долго предпочитали есть руками. Даже обеспеченные сословия в Средневековье не пользовались столовыми приборами. Самые ранние упоминания об использовании вилок в быту относятся к итальянскому Ренессансу. Есть мнение, что первую современную вилку ввел в оборот венецианский дож Доменико Сильвио. А идею он позаимствовал у купцов, торговавших с Востоком.
После завоевания античного мира варварами вилки были забыты и сохранялись только в Византии, откуда и началось их возвращение в Европу. В XI в. этот удивительный предмет роскоши был привезен дочерью византийского императора, ставшей супругой венецианского дожа. Ее необычная манера пользоваться вилкой во время еды шокировала многих, но прижилась и стала популярной не только при дворе. Она вошла в употребление богатых горожан, особенно итальянцев, о чем свидетельствуют средневековые кулинарные манускрипты и литературные произведения, содержащие описания застолий той эпохи. В XIII в., исключительно в Италии, деревянные и оловянные вилки широко использовались при застольях и пирах, а именно в тавернах, как индивидуальный прибор для спагетти и других макаронных изделий.
Далее, в Европе вилка обнаруживается во Франции - в конце 14 века, при королевском дворе. Судя по всему, она была привезена откуда-то, поскольку насчитывалась в единственном экземпляре.
На Русь вилка приходила в два этапа. Первый этап – X век, когда Русь заинтересовалась византийской культурой. Но тогда иноземный прибор не прижился. Второй этап – Марина Мнишек и Смутное время, в частности, 1606 год. Марина Мнишек - жена Лжедмитрия I, которая обвенчалась с ним в мае 1606, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена выдававшего себя за него Лжедмитрия II. Авантюристка, принимавшая активное участи во всех основных событиях Смутного времени. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой в руках возмутила русских бояр и служителей церкви. Эта вилка стала чуть ли не поводом для народного восстания против Лжедмитрия. Причина была очень проста и понятна: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то «двузубчиной», значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола. Даже само слово «вилка» окончательно вошло в русский язык только в 18 веке, а до того временим сей предмет назывался "рогатиной" и «вильцами».
Далее, бурное петровское время. Именно Петр I стал главным пропагандистом вилки в России. Современники Петра I вспоминали, что «у прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях».
Почти до 20 века в народных массах вилка вообще не была известна, оставаясь принадлежностью аристократов и высшего света. Русский народ не воспринимал вилку, считая ее неудобной, что доказывает поговорка "Ложкой - что неводом, вилкой - что удою". К вилке народ приучила впоследствии советская власть с ее системой массовых «общепитов», где алюминиевая вилка выдавалась для принятия пищи каждому посетителю. До сих пор в суевериях отражается настороженное отношение к вилке – считается, что ее нельзя дарить.
Другая же картина сложилась на Руси по отношению к ложкам: люди издавна к ним привыкли и использовали повсеместно. Деревянный столовый прибор могли позволить себе даже бедные люди. Руками за столом не ели даже в крестьянских семьях. Было принято каждому иметь свою ложку и носить ее с собой. Отношение к этому прибору было очень уважительным. Ложки расписывали, ручки украшали резьбой или инкрустацией. По виду и рисунку можно было понять — из какой части страны человек. Ложка даже стала национальным инструментом. На основной части Руси и впоследствии — России народ знал, что такое "вилка", но старался ею не пользоваться. Особенно - за столом, за обедом и так далее. Более того, с вилкой было связано множество суеверий. Уронить ее считалось плохим знаком. А использовать на поминках — грубым нарушением традиций. Против вилки пошла и христианская церковь. Ее форма напоминала обязательные атрибуты дьявола и чертей. Двузубые — рога нечистой силы.
К ложкам же, напротив, на Руси было всегда особое отношение. Круглая, с мягкими закругленными краями ложка стала символом доброты и гостеприимства. А вот острая, «зубастая» вилка — символом агрессии, нежелательной за столом. Само слово «вилка» является уменьшительной формой от слова «вилы», которые умеют устрашающий вид.
Как уже было сказано, с ложками также связано много пословиц и поговорок в русском фольклоре.
Одно из самых популярных выражений - бить баклуши. Но, наверное, мало кто знает, что на самом деле означает данное выражение. Баклушкой в старину называли грубую заготовку ложку, которую мог подготовить даже неопытный подмастерье, либо просто один из младших членов многочисленных русских семей, пользуясь топором и теслом. Происходит же понятие, бить баклуши от французского слова Bâclé: adj разг. (fém - bâclée) сделанный топорно, кое-как, на скорую руку, спустя рукава; халтурный /c'est du bâclé — это халтурная работа.
Далее, и по сей день после того, как подготовлена баклушка, мастер использует клюкарзу, искривлённый резак, чем-то похожий на клюку. Клюкарзой древесина выбирается до средней глубины.
Затем мастер использует резец, называемый ложкорез. С его помощью стенки ложки становятся тоньше и изящнее.
Работа над ложкой завершается с помощью ножей, использующихся для геометрической резьбы. Им срезалась лишняя древесина с внешней стороны ложки и оформляется ручка до вида, необходимого мастеру — гладкая либо с орнаментом.
Надо добавить, что ложки, как и люди, бывают разные: бывают для принятия пищи, для извлечения звука, бывают для обуви. Также, по форме - большие и маленькие, ложкообразные, ковшевидные... В общем, разные….
В заключение можно сказать, что ложка остается одним из самых доступных предметов при обучении резьбе по дереву, с которого можно начинать освоение данного ремесла.