На днях в Башкирии завершился региональный этап самого престижного конкурса среди педагогов. Учителем года 2023 стал 33-летний преподаватель математики уфимской гимназии №39 Артем Равилевич Баянов. Именно он этой осенью будет представлять республику на федеральном этапе конкурса, который пройдет в Московской области.
«Комсомолка» побеседовала с талантливым учителем и выяснила – какое самое сложное испытание было в конкурсе, как найти подход к современным школьникам, а молодым педагогам – полюбить свою профессию и не выгореть раньше времени.
МЕЧТАЛ О СЦЕНЕ, А СТАЛ УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ
Как признается Артем Баянов, с самого детства он мечтал поступить в театральный вуз и стать актером. Однако старшие родственники настояли на том, чтобы парень выбрал более практичную профессию, поэтому после окончания школы он поступил на математический факультет БашГУ.
- А уже после университета, ни капли не раздумывая, я пошел в школу. Ведь учитель – это профессия, которая позволяет реализовать себя во многих сферах, в том числе и творчески. Школа – это та же сцена, а ученики – зрители. И учителю, как настоящему актеру, нужно очень постараться заслужить их расположение и доверие, заинтересовать их предметом, интересно и доступно преподнести материал, - отмечает педагог.
Свой путь учителя Артем Баянов начал с уфимской школы №130, где почти 9 лет преподавал математику. В 2018 году он впервые принял участие в конкурсе «Учитель года», где дошел до финала и попал в пятерку лидеров. В 2020 году педагогу предложили стать директором лицея №42, но уже через 1,5 года Артем Баянов понял, что скучает по работе с детьми и преподаванию, поэтому принял решение вернуться в учителя-предметники. В 2021 году его пригласили преподавать математику в 39 гимназию, и педагог с радостью принял это предложение.
О КОНКУРСЕ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
- Если говорить о конкурсе «Учитель года», то и в первый, и во второй раз это было мое осознанное решение. Вообще, начинал я с районного конкурса для молодых педагогов «Восхождение». Для меня это стало своего трамплином для следующей, более высокой планки, - вспоминает Артем Баянов. – В 2023 году я учел все свои прошлые ошибки и недочеты, и моя вторая попытка оказалась очень удачной.
Региональный этап конкурса «Учитель года», по словам педагога, также состоит из нескольких туров, каждый из которых, в свою очередь, делится на несколько этапов. В первом туре нужно было защитить свой методический проект, а также провести открытый урок в незнакомой школе. После этих испытаний отсеялось примерно 70 процентов участников.
Второй тур конкурса также включал в себя два этапа – проведение мастер-класса и воспитательного события – опять же с незнакомым ранее классом.
- В итоге в финал прошли только 5 человек. Последним испытанием стала пресс-конференция, где мы общались и отвечали на вопросы министра образования Башкирии Айбулата Хажина, других учителей, а также родительской и ученической общественности. Для меня, наверное, это было самым сложным испытанием, потому что нужно было не только быстро сориентироваться, но еще подобрать нужные слова для развернутого, четкого и аргументированного ответа. Но, несмотря на все волнение, я справился и одержал победу, - рассказывает Артем Баянов.
«СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИМ УЧЕНИКАМ»
Как признается учитель, все это время его поддерживали не только близкие и коллеги, но и его ученики.
- С ноября мой 9 класс, у которого я являюсь классным руководителем, был полноправным участником конкурса. Ученики не только меня морально поддерживали, но и помогали во всех испытаниях. Например, перед тем как проводить открытый урок или воспитательное событие, мы сначала «репетировали» их с моими ребятами, который со своей ученической точки зрения подсказывали, что необходимо подправить. Я хочу всем хочу сказать огромное спасибо. Моя победа в конкурсе – это и ваша заслуга тоже, - признается Артем Баянов.
А уже совсем скоро начнется подготовка к Всероссийскому этапу конкурса: до 1 июня участникам необходимо отправить заявку и видеовизитку, где они расскажут о своих методических наработках.
- Конечно, я волнуюсь, потому что прекрасно понимаю, какая на мне лежит ответственность. И не только за мою школу и учеников, но и за всю Башкирию. Но, надеюсь, и в этот раз у меня все получится, - верит педагог.
«СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ОТЛИЧАЕТ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И ПЫТЛИВЫЙ УМ»
Также мы поинтересовались у учителя математики, что изменилось в школьном обучении за последние 10-20 лет: стала ли сложнее школьная программа, поменялись ли подходы к изложению материала?
- Если говорить о школьной программе, то особой разницы я не вижу. Например, если говорить конкретно о математике, то к концу 9 класса ученикам предлагается освоить тот же объем материала, что и 10, и 20 лет назад. С другой стороны, появились различные образовательные платформы, новые источники информации, те же гаджеты, которые учитель может использовать в своей работе. Если грамотно подойти к их выбору, то можно сделать урок ярким, а подачу материала – увлекательной и запоминающейся, - отмечает Артем Баянов.
Что касается современных учеников, тут мнения педагогов разнятся. Кто-то отмечает, что дети стали более ленивыми, все свободное время предпочитают проводить в гаджетах, не интересуются учебой. Другие же считают, что современных учеников отличает острый и пытливый ум и способность находить выход даже из самых нестандартных ситуаций.
- Не стоит забывать одну известную истину: «Лень – двигатель прогресса». Иногда дети выдают такие идеи, которые позволяют не идти по протоптанным тропинкам, а найти оригинальное решение проблемы. А еще у современных учеников есть огромный информационный ресурс и возможность использовать самые различные источники. Основная задача учителя – помочь им разобраться в этом потоке, анализировать ее и научить отличать правду от лжи, что особенно актуально в наше время, - подчеркивает Артем Баянов.
МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ В ШКОЛЕ – ПОЧЕТ И УВАЖЕНИЕ
А как выстраиваются отношения в школе между молодыми педагогами и опытными учителями «старой закалки»?
- На своем опыте точно могу сказать, что молодых педагогов у нас везде поддерживают. Это же наше будущее, эти люди будут потом отвечать за систему образования. Поэтому наша задача во всем их поддерживать, быть для них не просто коллегами, но и наставниками, друзьями и помощниками, - уверен Артем Баянов.
Ну а для тех, кто только еще решается связать свою жизнь с преподаванием, учитель года дал несколько важных советов.
- Чтобы действительно полюбить свою работу и не выгореть раньше времени, важно искренне быть заинтересованным в том предмете, который вы будете преподавать. Только так можно действительно увлечь и заинтересовать учеников, а не отпугнуть их скучной монотонной зубрежкой. А главное – нужно любить самих детей, интересоваться школьной жизнью и активно в ней участвовать. Не нужно ничего бояться, ведь в любой школе есть коллеги, которые всегда тебя поддержат, направят и дадут нужный совет, - говорит Артем Баянов.