Монотеизм имел величайшее значение в деле формирования цивилизаций. Это модель, которой долгие века придерживались и простой народ и элиты, по крайней мере, внешне. В этой статье пойдёт речь об одной из самых распространённых религий - христианстве, которая, как принято говорить, ведёт своё начало с н. I века н.э (27-30 гг.).
Содержание
1) Как появилось христианство
2) Иисус Христос
3) Что вобрало в себя христианство
4) Итоги
Как появилось христианство
Основная преемственность христианства идёт, конечно же, от иудаизма. Для евреев Яхве был высшим существом, не нуждающимся в определениях. Он заключил с этим народом договор и они тщательно стремились беречь эту религиозную составляющую, делающую её, по своему, уникальной для того времени. Слово божье стало законом по которому жили иудейские жители. Передавали его через пророков, чьи речи записаны в Торе или Ветхом Завете. Рассказывая историю мира, такую, какой её видели авторы, они пытались тем самым донести то, о чём глаголил Бог.
Уже они верили, что придёт мессия (машиах, т.е. помазанник или по греч. Христос) из рода Давида, что освободит их от угнетений и сделает вновь этот народ великим, восстановит договор с Богом и искупит человеческие грехи. Кроме того, он, по представлениям ожидающих, должен был навести порядок во всём мире. С его приходом пророчили новую эру и смену “мечей на орала и копий на серпы”. Тех, кто претендовал на это звание было немало, что в таких обстоятельствах естественно.
Зная незавидную историю евреев ещё в те далёкие времена, можно понять как сильно они ждали его, и чем дальше - тем сильнее нарастало напряжение. Ассирийское завоевание, Вавилонское пленение, разрушение Иудеи Римом - всё это накапливало внутренние эмоции, что периодически выливались в мятежи, типа восстания Маккавеев.
Ко времени, близком к Иисусу, среди евреев существовали несколько сект, по-разному осмысляющих иудейское учение. Саддукеи были никем иным, как ригористами, ратовавшими за полное выполнение заветов, указанных в Торе. В основном, такие находились на вершине социальной лестницы Иудеи. Им противостояли фарисеи, используя для этого синедрион - совет евреев с правительственной, судебной и религиозной функцией. Им принадлежал статус праведников, которым выпала честь трактовать священные тексты, толковать закон божий своей пастве и так далее. Они утверждали, что те, кто у Господа в чести, тот может удостоиться вечной жизни или воскрешения. Подобная "система поощрений" нашла многих поклонников. Показная, но неискренняя правильность фарисеев дала повод Христосу выступать против них.
Третьей иудейской сектой были ессеи (ессены) и их можно наиболее отождествить с христианами по их воззрениям. Их жизнь протекала в закрытых общинах, далеко от Иерусалима, среди пустынь, без женского пола, и, соответственно, тяги к плотским утехам. Они не имели возможности ходить в храмы, а потому выработали собственные ритуалы на месте, которые использовали ещё во время вавилонского пленения. Их передавали посредством синагог на многие поколения вперёд. Имела место некая аскеза, равенство, стремление к благочестию, молитвам, тяга к чистоте разума и духа. В их системе ценностей не было места частной собственности, рабство осуждалось. Этим они стремились достичь способности общаться с богом, видеть будущее и изгонять зло. Они-то мессию ждали больше всех и старались предстать перед ним в наиболее благопристойном свете.
Такими были кумранские поселения на побережье Мёртвого моря. Их также не устраивали официальные представители иудейской религии. По найденным в 1947 году рукописям стало ясно, что кумраниты заключили новый завет с богом, назвав себя сынами света и противопоставляя себя тьме и злобному народу “киттим” (вероятно, римлянам). Владея небольшим совместным имуществом, они проводили время за физической работой и молчаливыми приёмами пищи. Они постоянно изучали тексты и молились, ожидая Мессию. Они даже отказались от жертвоприношений, наглядно показав, что выбрали совсем другой путь, нежели ортодоксальные жрецы.
Со временем эллинизм, начал затрагивать даже иудеев и начался процесс взаимного сближения. Вопрос единого Бога, таким, каким его начали понимать, продвинул Филон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. - ок. 40 г.). Он развил иудейские идеи на греческий лад. Сторонник эклектического неоплатонизма и стоицизма пришёл ко мнению, что существует некая трансцендентная сущность, которой невозможно дать определение. При этом она обладает полнотой бытия и передаёт это всему остальному через логос, т.е. слово. Оно же является разумом и образом Господа, его первородным сыном. Евангелие от Иоанна немного намекает на подобное понимание.
Что же касается вопроса, почему новое учение так распространилось вне иудеев, то тут сыграло роль положение, в котором находились люди, в том числе и в самом вечном городе. Темы, связанные с ущемлением властью личной свободы трогали сердца людей и это несмотря на общее улучшение положения плебса с началом принципата. Начиналось это ещё с философских трудов Сенеки, жившего во времена Нерона и являвшегося его соправителем первое время, в течении которого правление последнего можно назвать положительным.
Он говорил о том, что душа раба такая же, как и у свободного. С имущественным цензом дела обстояли точно также. Подобные мысли перенял и Марк Аврелий. Однако быт складывался совершенно по-разному и зачастую не соответствовал таким идеалам. Римские боги мало что предлагали для решения этой проблемы, тогда как христианство предложило. Да и вид, большой группы людей, уверенно, отдающих свои жизни за свою правду наверняка производило впечатление. Кроме того, от христиан поступала действительная и нужная помощь для нуждающихся.
Иисус Христос
Главный герой христианской религии, сын божий и второе лицо святой троицы родился в Вифлееме в 754 году от основания Рима. В его историчности нас убеждает множество источников, в том числе и труды римского историка Иосифа Флавия. Согласно словам учеников Христоса, во времена Августа он родился от Девы Марии, когда зажглась на небе звезда. До начала его деятельности важнейшую роль для будущего христианства сыграл Иоанн Креститель, которого ещё называли Предтеча. Именно им был крещён 30-летний Иисус в реке Иордан и большое количество людей, которых привлёк образ жизни пророка. Не исключено, что ученики Мессии и его апостолы, возможно, могли изначально внимать речам его предшественника.
Иоанн вёл скромную жизнь, призывал покаяться перед скорейшим приходом Мессии и обличал Ирода Антипу, чем заслужил его ненависть. Это и послужило причиной казни Предтечи путём отсечения головы. Эстафету перехватил Иисус, что принял в себя Святой Дух в реке Иордан. Он соблюл 40-дневный пост и отправился в путешествие вместе со своими 12 учениками (апостолами), которых нашёл в Галилее, в разных землях, где он проповедовал, лечил людей и творил чудеса.
Однако, многие жители Палестины поддавшись влиянию фарисеев не поверили, что Иисус Машиах. Прецедентов лжепророчества хватало. Однако другая часть последовала за помазанником божьим, видя в какой грех погрузился окружающий их мир. Они мечтали о том, чтоб это изменилось и Царство Небесное было той мечтой, которую они так страстно вожделели.
Нагорная проповедь излагает некоторые из мыслей Иисуса. Согласно им, наступит то самое Царство Небесное, что все ждали. Войти туда сможет любой, кто ищет правды, или же был из-за неё изгнан; любой, кто чтит законы божии, праведен и милостив. Все обездоленные видели, наконец, своё преимущество перед богатыми в деле вхождения на небо к Господу. Кое-что изменилось по сравнению с Ветхим Заветом. Христос не поддержал древний библейский тезис: “Око за око, зуб за зуб”, теперь он предлагал возлюбить своих врагов, ведь невозможно злом сопротивляться злу. Он даже предлагал в случае всего подставить вторую щёку. Не поощрял от также накопление богатств и осуждение людей. В то же время метать бисер перед свиньями и давать святыни псам Ииисус не поощрял. Он учил всячески остерегаться лжепророков.
Долго он не называл себя Мессией и не сильно радовался от такого обращения, но в городе Цезарее (Кесарее), он подтвердил обращение подобного толка от апостола Петра. На последнем совместном приёме пищи “тайной вечере” произошла евхаристия, т.е. причастие. При этом ритуале, согласно Евангелиям хлеб и вино превратились в его кровь и плоть. После трапезы в результате предательства ценой 30 серебряников, его ученика Иуды Искариота его схватили в Гефсиманском саду.
Понтий Пилат под давлением фарисеев приговорил пророка, проповедовавшего около 3 лет, к распятию на кресте на горе Голгофа за стенами Иерусалима. Формальным поводом стало богохульство и разжигание мятежа. В это время принцепсом был Тиберий, который в тот период не слабо лютовал, потому прокуратор не рискнул пускать ситуацию на самотёк. После распятия Христоса похоронили в каменной гробнице, но на третий день он, по словам, своих апостолов воскрес, а на 40 день - вознёсся. Апостолы почувствовали, что Он с ними и это послужило невероятной экзальтации, повлиявшей на те проповеди, что они вели.
Смерть Иисуса на кресте не содержала в себе мистических элементов, но в то же время ознаменовала некий символический переход от античного восприятия божества, идеального в плане физических данных к красоте духовной, которую теперь верующие стремились достичь. Распятый сын Бога ассоциировался с простыми людьми, подверженными несправедливости и несчастьям. Мучительной смертью он брал на себя человеческие грехи, в том числе и первородный грех.
Воскрешение же символизировало начало новой жизни, другой эры, в которой людям важно было лишь каяться за их "свежие" проступки и стараться избегать их, ожидая второго пришествия. В душу каждого человека поселился Дух Божий и это отдаляло римские и иудейские представления от христианских. Впечатлившиеся личностью Христоса и его смертью люди начали объединятся в группы, постоянно рассказывая о чудесах и принимавших к себе новых членов. Так христианство и начало разрастаться.
Что в себя вобрало христианство
I-II век нашей эры стал важным для формирования новых верований, причём первым таким общегосударственным религиозным учением, основанным на процессах в Средиземноморском обществе, что созрело к тому времени, была именно римская религия и имперский культ согласно которому принцепс - это представитель Юпитера (вместе с ним почиталась богиня Рома - олицетворение Рима как центр вселенной). Этот культ предполагал свою систему благочестия и награду вместе с признанием за её соблюдение.
Сам же культ поддерживала коллегия жрецов из числа максимально респектабельных граждан - севиры-августалы, проводившие ритуалы жертвоприношения, представления и угощения людей. Однако всё это не несло в себе глубоких чувств, а скорее выражало простую лояльность римским властям. Всё это со временем привело к критике существующей системы, где также отличились философы. Появлялись мнения среди них и о том, что богов не существует вовсе. Такими были последователи Эпикура и Лукреция.
Сильно выделилось философское учение стоицизм. Наиболее знаменитыми его представителями были Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Они считали, что есть вневременный и пространственный разум, который создал бескрайний космос и распределил в нём добро и зло, ставшее лишь общим планом его устройства. Человек стал частью этого космоса и несёт в себе его крупицы. Важно заниматься его познанием, поддерживать порядок, выполнять долг и переносить с достоинством те невзгоды, что падают ему на плечи, чтобы соединиться с космосом. Соблюдавших это можно было считать избранными мудрецами, что должны были воссоединиться и подняться на уровень, близкий к божественному. Но таких не могло насчитываться много. Остальные в себе несут кладезь недостатков, что позже будут осуждены.
В итоге мир больше не может выносить этого и сжигает себя, порождая новый цикл, более совершенный. Однако и тот спустя около 500 лет портится, запуская ещё один круг. В этом было что-то религиозное, но всё-таки это считалось философией. Однако религии будущего не постеснялись взять отсюда какие-то идеи. Римская философия с большим энтузиазмом разбирала теологические вопросы. Впрочем, если залезть в труды Платона, Пифагора или ознакомиться с орфизмом, то там тоже можно найти много мистического и интересного.
Другие регионы придерживались своих собственных верований. Однако, присутствие римской администрации в провинциях, хранило в себе тяжесть для местного населения. Это и их сподвигало выискивать новые пути для своих религий. В связи с этим в Италии и на западе Рима к I-II веку усилилась общая религиозность.
Христианство вобрало в себя множество существовавших ранее элементов. Один бог - спаситель (Сотер), не христианское новшество, таким был иудейский Яхве, при позднем эллинизме таким хотели сделать то Зевса (в образе Сераписа, фракийского божества Сабазия и римского Юпитера), то Диониса, то Адониса. Легионы, приходя с Востока захватили с собой культ иранского бога солнца Митры, являвшегося спасителем, которого ожидают. Он в образе быка должен был победить зло и даровать вечную жизнь своим счастливым последователям. Некоторым жителям это пришлось по вкусу. Вспоминается также и зороастризм. Подобная диффузия происходила повсеместно, и иудейская диаспора смогла повлиять на представления некоторых римлян о пришествии мессии.
Идея Бога-родителя и дитя тоже не представляла собой инновации. Здесь сразу появляется пример Богини-Матери, что существовала ещё с древнейших и даже доисторических времён. Известным примером отождествления с ней является египетская Исида. Богом сыном здесь выступает Гор.
Схожи с христианством также многие ритуалы, что были связаны с вышеперечисленными религиями. Сюда входит очищение, посвящения, откровения, в отличие от древнего язычества допускалось личное общение с божеством. Для последнего же зачастую распространялась практика жертвенности, смерти и последующего воскрешения. Новый Завет стал для христиан доказательством повторного договора с Богом. Была сформирована философско-мировоззренческая позиция - ориентир, сменивший прежнее видение. История обрела смысл, своё начало и конец. Итог её виделся христианам как зрелость человеческого рода и абсолютная братская любовь между его членами, а позднее божий суд, который расставит всё по местам.
Были, однако, в христианстве и новые веяния, которые не встречались в более ранних религиях. Область действия прежних верований, как правило, не выходила за рамки какого-то конкретного народа. Учение оказалось готово распространяться по всему миру. Богоизбранность теперь принадлежала тем, кто следует христианским принципам. Идея всепрощения и греховности всех людей, даже самых лучших, тоже довольно необычное явление. Первые общины также стремились уделять большее внимание моральной стороне, нежели внутренним ритуалам, что тоже редкость.
Итоги
Христианство стало самой распространённой религией. Оно появилось не просто так, этому предшествовал контекст и ситуация в мире. Простые люди находили в этом новые силы и облегчение своих страданий. Попытки других играть на чувствах ожидания Мессии, в основном, терпели неудачу, однако, в начале нашей эры, звёзды сложились как нужно.
Новая религия много взяла у своих предшественниц, но и привнесла своё видение, которое пришлось по вкусу абсолютному большинству жителей империи. Попытки борьбы с этим явлением ни к чему не привели, что говорит о силе идеи и людей, придерживающихся её. Человек, с которого всё пошло, действительно, отдал жизнь за людей, ведь теперь их жизнь поменялась, по крайней мере духовно...Во всяком случае, теперь стало ясно на что ориентироваться и невзгоды теперь переносились легче.
А как вы считаете, какую роль сыграло христианство для людей? И почему именно Иисусу, из множество пророков удалось достучаться до абсолютного большинства людей?
Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!