Если очень кратко, эскапизм - это попытка уйти от реальности, проблем, важных задач путём погружения в "другую реальность". Это может быть как безобидное явление, если дело касается, например, марафона сериала или видеоигры, так и вполне пагубное, если альтернативой становится алкоголь, чрезмерный трудоголизм или целенаправленное отрешение от всего «мирского».
Как эскапизм влияет на продуктивность?
Если вы считаете себя специалистом в какой-либо области задайте себе вопрос - в моменты, когда всё свободное и несвободное время вы посвящали учебе, зубрёжке таблиц и терминов, это было осознанное желание стать лучше или всё-таки способ уйти от реальности, в которой нужно было решать проблемы в быту, жизни, отношениях? Думаю, каждый вспомнит в своей биографии хоть один такой момент.
А теперь подумайте, будет ли в долгосрочной перспективе полезен компании специалист, который работает не потому что ему это нравится и приносит удовольствие, а просто, чтобы забыться? Кратко о том, как не стать белкой в колесе можно прочитать в моём посте в телеграме.
Как бизнесу использовать стремление людей к эскапизму?
1. Используйте чувство ностальгии, если тематика бизнеса позволяет. Людям свойственно идеализировать прошлое, застали они это время лично или знают о нем только по рассказам. Образы прошлого, которые могут напомнить о «тех самых временах» гораздо чаще находят сильный эмоциональный отклик, нежели «что-то новое».
2. Используйте виртуальные миры для продвижения своих товаров. Это могут быть как интеграции в видеоигры, так и кино/сериалы. Когда смотришь Вампиров средней полосы, которые заказывают себе Додо-Пиццу это вызывает скорее улыбку, нежели отторжение.
3. Создавайте своё сообщество. Казалось бы странно, ведь люди хотят наоборот уйти от социума, но не всё так просто. На подсознании людям хочется быть причастным к какой-то группе, особенно если это исключительно добровольное решение. Вступление в образный «Премиум-клуб» для получения скидок - простое и эффективное решение, которое сработает гораздо лучше флаера, найденного на полу лифта.
4. Дарите надежду и позитив. Такой простой и лёгкий для реализации пункт. Кто-то называет это "закрыть потребности". Всё верно, получить удовлетворение и чувство праздника от покупки товара или услуги - это потребность, которую можно и нужно использовать в рекламных кампаниях и брендовых образах.
5. Используйте преимущества экологичных продуктов. Мы же все вечно идём от обратного. Сначала переезжаем в город, а потом ищем любой повод выбраться на шашлыки куда-нибудь на дачу. С потребностями точно так же. Если раньше это был тренд на что-то «инновационное», то сейчас люди снова в приоритете ценят качество и натуральность.