Найти тему
Александр ФЕДОРОВИЧ

Хроническая #усталость ЧАСТЬ 2. Куда уходит время?

Сегодня, как я и обещал в прошлой статье, мы на примере конкретного человека рассмотрим, как можно разбирать свой день, чтобы понять, куда уходит время и откуда появляется усталость. Я предложу вам лишь часть длинного диалога, который сложился у меня с моим собеседником, но, уверен, этого будет достаточно для того, чтобы вам стал понятен принцип. Условно назовем моего собеседника Михаилом.

Я: Давайте начнем. В котором часу Вы проснулись, и проснулись ли Вы самостоятельно или по будильнику?

Михаил: В 8:30 утра по будильнику.

Я: По будильнику. Сколько будильников Вы ставите для того, чтобы подняться?

Михаил: Один. Может быть второй. Минут через пять.

Я: Вот-вот-вот. Сразу зацепочка. Эти пять минут — это что?

Михаил: Ну, на пробуждение там «еще пять минуточек».

Я: Значит, мы уже говорим о том, что пробуждение затруднено, сна недостаточно. Прекрасно. Едем дальше. Вот Вы поднялись. Что происходит дальше? Поминутно.

Михаил: Я пошел гулять с собакой.

Я: Отлично. Сколько времени это занимает?

Михаил: Вернулся я в девять. От подъема до прогулки с собакой прошло тридцать минут. Потом я мою лапы, кормлю ее и все. Дальше я занимаюсь собой. Где-то в 9:00-9:10. Вот так.

Я: То есть на все у Вас уходит примерно десять минут?

Михаил: Помыть лапы и покормить, да, десять минут.

Я: Уверяю вас, гораздо больше. За десять минут Вы не успеете снять обувь и верхнюю одежду, чтобы дойти до ванной. Вот здесь мы ставим сразу акцент: существует понятие субъективной оценки временных отрезков. И вот здесь я бы Вам рекомендовал смотреть на часы. А еще лучше поставить таймер на каждые тридцать минут. И, уверяю Вас, очень скоро Вы поймете, что таймер сигналит гораздо чаще, чем Вы этого ожидаете. Это означает, что субъективное восприятие течения времени уже не совпадает с реальным. Едем дальше. Вот Вы все закончили. Что еще? Будет какой-то прием пищи? Водные процедуры?

Михаил: Вот в 9:10-9:30 у меня водные процедуры. Минут 20-25.

Я: Здесь подходящее время. Дальше?

Михаил: Дальше я завтракаю. Где-то минут пятнадцать на это у меня уходит.

Я: То есть завтрак у Вас уже готов? Вы приходите в столовую, сели, все уже на тарелочке? Все уже в чашечке?

Михаил: Да. Единственное, я могу разогреть уже приготовленную еду с вечера и где-то в 9:50 я одеваюсь и готов выходить на улицу. На одевание у меня уходит минут 10-15.

Я: Бывает такое, что Вы чашку чая не допиваете или допиваете ее уже вставши со стола на ходу?

Михаил: Конечно!

Я: И это означает, что в очередной раз субъективное восприятие времени у Вас вновь неверное. Потому что Вам нужно чуть больше времени, чем пятнадцать минут.

Михаил: Может быть, это привычка? Потому что нужно вскочить, побежать куда-то...

Я: Совершенно верно. Это те самые хаотичные движения, которые уже нагружают ваш организм. У Вас уже в голове много всего. И если Вы в момент завтрака еще включаете радио, послушать последние новости или телевизор, то расход энергии у Вас уже чрезмерный. Еще ничего не произошло. С момента пробуждения прошло два часа или полтора.

Михаил: Нужно в тишине, получается, завтракать? Вообще не отвлекаясь ни на какие гаджеты?

АМ: Именно! Потому что отвлекшись на какой-то из каналов или на что-то еще, человек не успел допить чай и уже начинает себя подгонять. То есть он уже адреналинит. Повторюсь: еще ничего не произошло. Самое свежее время — полтора часа после пробуждения, но мы уже трижды вывалились из этого режима, из этого графика. И это, естественно, приводит к чему? К тому, что мы смотрим на часы чаще, чем на шнурки. Выбегаем из дома и спускаемся в лифте размышляя о том, выключил я газ и электричество или нет. Бежим, опять же глядя на часы, в общественный транспорт, потому что уже выпали из графика. Вот они, критически важные элементы.

Михаил: То есть, получается, если мы делаем какое-то дело, мы делаем это дело и ни на что не отвлекаемся?

Я: Абсолютно верно!