Научная карьера Кирилла Святова для нынешней России, прямо скажем, уникальна. Ему 37 лет, последние восемь из которых он декан ИТ-факультета старейшего вуза региона - Ульяновского государственного технического университета. Автор более 60 опубликованных научных работ, в т. ч. четырех монографий, двух учебных пособий, множества научных статей и программ для ЭВМ - все это лишь малая часть заслуг молодого ученого. О развитии искусственного интеллекта в образовании и о новейших разработках студентов Святова узнал корреспондент «Народной».
- Кирилл Валерьевич, когда мы постоянно слышим о тяжелом положении нашей науки, низких зарплатах, вы смотритесь почти аномалией. Давайте попробуем разобраться. Как вы пришли в науку?
- В школьные годы я заинтересовался физикой, во многом благодаря своей учительнице Татьяне Александровне Синицыной. Могу сказать что я ни разу не пожалел, что выбрал именно IT-специализацию, которая дает возможность заниматься широким спектром прикладных задач.
Поскольку я не только декан, но и выпускник Политеха, могу ответственно заявить, что в нашем вузе можно решать интересные задачи и реализовывать самые смелые проекты. За время обучения у студентов формируется широкий круг общения, появляются знакомства с ведущими деятелями науки и технологий, которые позволяют им продвигаться в науке и карьере.
- Президент России Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости внедрения цифровых технологий во все сферы экономики. Почему, на ваш взгляд, это важно?
- Современные IT-технологии позволяют в существенной мере заменить рутинный труд людей - и ручной, и когнитивный. В сочетании с современными производственными технологиями: робототехникой, системами машинного обучения и т. д. открываются новые возможности. Цифровые технологии применяются фактически повсеместно: в банковской сфере, транспорте (создание беспилотников), медицине (новые способы электронной диагностики и сопровождение пациентов), оборонной промышленности и т. д. Буквально несколько лет назад мы не могли представить, что появятся автоматизированные службы доставки, персональные голосовые помощники, а отвечать на звонки в колл-центрах будут специально обученные роботы.
- К 2030 году российские вузы должны перейти к системе обучения по индивидуальной образовательной траектории. В связи с этим часто говорят о внедрении искусственного интеллекта в учебный процесс. Не разучит ли он студентов думать, не спровоцирует ли леность ума?
- Следует понимать, как и где стоит применять ИИ в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает выбор студентами отдельных модулей и дисциплин, которые интересны именно им. При этом ядро образовательных программ будет оставаться универсальным.
Сегодня ИИ выполняет сразу несколько важных функций в образовании. С учетом профиля пользователя и технологии цифрового следа можно определить, что человеку интересно, а что неинтересно, на какую специальность стоит обратить внимание.
Интеллектуальные помощники в поиске информации, нейросети по типу ChatGPT позволяют не только быстро находить информацию, но и могут давать аргументированный ответ по запросу пользователя. Если уточнить формулировку, нейросеть поймет, в каком контексте нужно предоставить ответ. Все это может быть эффективно использовано в процессе обучения, главное - не злоупотреблять.
Еще одна сфера, где внедряется ИИ, - онлайн-обучение. Но, как показала практика пандемии, студенты легче воспринимают учебный материал, общаясь с преподавателем вживую, так легче выстроить диалог.
- Как, по-вашему, искусственный интеллект - это инструмент в руках человека или его конкурент?
- Пока это инструмент в руках человека. Но современные системы ИИ часто выполняют поставленные задачи лучше, чем человек. Скорее можно говорить о системном гибриде и новых принципах разделения труда, когда люди будут выполнять свою работу, а интеллектуальные агенты - свою.
- Вы окончили ульяновский политех в 2008-м, а уже через три года стали кандидатом технических наук. Расскажите, был ли у вас наставник в университете? Какой совет от вашего наставника наиболее вам запомнился, был определяющим?
- Моим наставником в университете был заведующий кафедрой «Вычислительная техника», заслуженный профессор УлГТУ Петр Иванович Соснин. Он учил нас следить за тем, чтобы наша научная деятельность была направлена на благо людей и отвечала их запросам.
- Как реализуется практика «наставник - наставляемый» в университете, на факультете?
- Каждый преподаватель Политеха в какой-то степени наставник. Просто прочитать лекцию, провести лабораторную или семинар в современных условиях недостаточно. Если речь идет о практических науках, то преподаватели транслируют ребятам опыт, полученный ими в реальных промышленных проектах. Зачастую наши преподаватели тратят свое личное время, чтобы подготовить наших студентов к участию в соревнованиях и конкурсах.
Самая большая награда для нас, наставников, - это видеть, как недавние студенты вырастают в специалистов, решающих самые сложные инженерные задачи. Существенную часть ульяновских IT-компаний возглавляют наши выпускники, многих ребят приглашают на работу в мировые корпорации: «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Microsoft, Apple, Google и др.
Есть негласное правило: чтобы стать профессионалом в какой-либо области, нужно потратить примерно 10 000 часов на постоянное обучение. Вся вузовская программа составляет 5000 часов, то есть наставники дают хороший старт, а дальше все зависит от личной заинтересованности студента.
Ярким примером того, что у тех, кто хочет реализоваться сразу в нескольких сферах, есть все возможности, является наш недавний выпускник Антон Скалкин. В свои 26 лет он занимается новейшими разработками в сфере искусственного интеллекта, а ещe является заместителем декана по учебной работе.
- Хочу задать крамольный вопрос. По опросам, более 60 процентов молодых ученых хотели бы уехать и там заниматься наукой. Как долго вы читали лекции студентам Северо-китайского технологического университета (г. Пекин, Китай) и Дармштадского университета прикладных наук (г. Дармштадт, Германия)? Вы никогда не думали остаться за границей?
- В Пекин и Германию я был приглашен в качестве лектора по машинному обучению, по времени курс лекций занимал около двух недель. Остаться за границей мне никогда не хотелось, потому что я чувствую ответственность перед своей малой родиной и перед коллективом родного вуза, хотя интересные предложения поступали.
В университете существует несколько программ студенческого обмена. Например, до пандемии ежегодно студенты отправлялись в Пекин на семестровое обучение, а летом китайская делегация приезжала на стажировку к нам, в летнюю школу Политеха. Сейчас мы работаем над возобновлением программ академического обмена.
- Сегодня вы самый молодой декан УлГТУ. Как продолжается ваша научная деятельность?
- В сферу моих научных интересов входят исследования в области робототехники, интеллектуальных транспортных систем и беспилотного транспорта. Сейчас мы реализуем два проекта - усовершенствуем «Газель Next» и «УАЗ-Патриот», которые мы модернизировали в беспилотную версию.
В будущем такие автомобили могут использоваться для перевозки грузов по пересеченной местности, на закрытых территориях заводов и в сельском хозяйстве. Осенью уазик будет проходить тест-драйв по специально разработанной карте университета.
- Что вы пожелаете современным студентам?
- Двигаться дальше, достигать поставленных целей, per aspera ad astra. (пер. с лат.: «Через тернии к звездам»).
Источник:https://ulpravda.ru/rubrics/odarennye/10-tysiach-chasov-raboty-ili-kak-v-29-let-stat-dekanom. Автор Олеся ЗЛОТНИКОВА