По пути на замечательную смотровую площадку - гору Дубровка - можно сделать небольшой крюк и ознакомиться с интересной достопримечательностью: действующим Славянским капищем (координаты: убрала из-за агрессивно настроенных случайных читателей, которые угрожают "разобраться с капищем").
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм.
Впервые это место я увидела в выходной день, когда здесь было полно народу. В славянских одеждах, босиком, они деловито ходили по капищу: кто-то рубил дрова, кто-то раскладывал еду из пакетов на поляне, бегали и смеялись дети, было шумно и многолюдно. Женщина в длинной юбке самозабвенно и сосредоточенно проходила лабиринт с маленьким ребёнком. Мы ворвались в какой-то непонятный и чуждый мир.
Заметив наш интерес и нерешительность, глава этой компании пригласил нас осмотреться. Люди, именующие себя "Дети Перуна" являются последователями древней славянской веры. Официально зарегистрированная пятигорская Славянская община во главе со старейшиной Богуславом занимается возрождением культурных традиций предков - древних славян.
Они создали святилище здесь, в дубровском лесу, для проведения различных мероприятий, обрядов, ритуалов, традиций, которые имели место быть во времена язычества. Община проповедует здоровый образ жизни, дружелюбность к природе и окружающему миру в целом. В выходные дни и дни языческих праздников "Дети Перуна" собираются в этом храме.
Вроде добродушные и нестрашные люди - очень удивились, что их священное место уже отмечено на картах, ведь они старались сделать его скрытым от посторонних глаз. Мы тогда что-то засмущались и, по-быстрому "из вежливости" осмотрев капище, убежали восвояси. Но всё это время мне жутко хотелось рассмотреть его получше, желательно без свидетелей. Этой весной я снова здесь, на этот раз в будний день.
На капище я шла пешком от трамвайной остановки "Улица Нежнова". Отсюда до места назначения чуть больше трёх километров. Нужно спуститься по улице Нежнова до реки Подкумок, перейти реку по колоритному мостику - и двигаться дальше в том же направлении: сначала по улице Водопадских Коммунаров, которая плавно переходит в частный сектор и дальше выходит на открытые лесные участки. Наезженная дорога безошибочно приводит к капищу.
Альтернативный маршрут, который чуть-чуть сокращает путь: с Верхнего рынка маршруты 7, 8, 109 до остановки "Кирпичный завод". Далее так же пешком в сторону леса около двух километров.
Капище я увидела ещё издалека - сквозь чёрные и голые пока деревья деревянные идолы богов манили как лучики света. Идолов, насколько я помню рассказ староверов, вырезал сам старейшина Богуслав - но за давностью свидетельств могу и что-то перепутать.
Древние славяне были язычниками, верили во множество богов. Верховный бог, покровитель князей и дружины - Перун, бог грома. Конечно, он представлен на капище - перепутать его невозможно: в глазах сверкают молнии.
Другие божества славян здесь же - кто из них кто точнее смогут сказать члены Общины или хотя бы те, кто разбирается в этом вопросе. Но женскую богиню Мокошь видно издалека!
Покровительница земли, хранительница очага, богиня плодородия, богиня-мать и богиня-рожаница, ответственная за прядение "нитей судьбы" - вся увешана цветными клубочками ниток.
На ветру разносится мелодичный тоненький звон. Это четыре входа на капище, расположенные по сторонам света, украшены цветными лентами и маленькими колокольчиками. Сразу у входов вас встречают каменные стражники.
Западный вход стыкуется с каменным лабиринтом. С точки зрения славянской философии такой лабиринт активизирует сакральное место и налаживает прямой канал связи с богами, либо мост между мирами. Заходить в лабиринт я не решилась по многим причинам: не зная ритуального смысла совершаемого действия, лучше не рисковать. К тому же он мне немного напомнил сериал "Чужестранка": не хотела бы я зайдя в сакральный лабиринт, выйти где-нибудь в другом времени или мире))
По этой же личной причине у меня был с собой пакет пшена - я "принесла жертву" каждому из представленных здесь богов, а также каменным стражникам: чтобы не сердились на меня за любопытное вторжение в святилище.
Мой поход был несколько омрачён преследованием агрессивно-дружелюбной собаки, которая подъедала моё пшено прямо с места жертвоприношения. Всё, что я видела в этот день, было с оглядкой за спину в ожидании нападения, расслабиться было невозможно.
Из-за собаки мне пришлось возвращаться в город, хотя еще очень хотелось сходить на Дубровку, до вершины которой отсюда 2,5 километра почти без набора высоты. Что ж, в следующий раз.