Причины нелюбви к чтению.
1. Слишком раннее начало. Многим детям в трёхлетнем возрасте еще слишком тяжело дается процесс чтения книг, пусть даже интересных. Восприятие на слух – более привычный и приятный процесс, не вызывающий отторжения.
2. «Репрессии». Чтение книг должно ассоциироваться исключительно с приятными эмоциями и впечатлениями. Принуждение к чтению вызовет у ребенка отрицательные ассоциации с книгой, и в дальнейшем он будет отказываться этого занятия.
3. Наличие альтернативы. Сегодня дети окружены телевизорами, компьютерами, смартфонами. Ребёнок получает возможность выбора: книги, мультики или игры в смартфоне. И смартфон часто побеждает.
4. Доступность информации. Пару десятков лет назад для подготовки доклада или сообщения, необходимо было найти источник информации (энциклопедии, научные труды), изучить его. Сегодня поисковики в интернет в течении минуты предлагают несколько источников, что позволяет подготовить выступление за полчаса.
5. Негативный пример взрослого. Если родители не любят читать, предпочитают в свободное время смотреть в телевизор или бродить по чатам в смартфоне, то, скорее всего, и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.
4 способа вызова у ребенка интереса к чтению.
1.«Дочитай сам» (метод Кассиля).
Он подходит детям, которые уже умеют читать, но не любят это делать самостоятельно, и предпочитают слушать мамины сказки и истории.
Суть методики в том, что родитель подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом. Читает ее ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это необходимостью что то срочно сделать. Запас терпения у малышей очень мал, и желание узнать, что же было дальше, заставляет ребенка самому взяться за книжку. Ребёнка обязательно надо похвалить за самостоятельное чтение и ненавязчиво помочь ему, если он попросит.
2. Метод Искры Даунис
Способ совмещает игру с чтением. Однажды ребёнок просыпается и находит на видном месте письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Питера Пена. Сообщение не длинное. В нем говорится, что Питер Пен хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок. Указывается, где спрятан подарок.
Обмана быть не должно, и подарок действительно должен быть найден ребенком в указанном месте.
На следующее утро ребенок находит ещё одно послание, уже длиннее и подробнее. В нём «Питер Пен» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не скучные нотации).
С каждым днём письма становятся всё длиннее и содержательнее. В них можно включить интересные задания, а за их выполнение-награды. (награды должны обязательно находить героя). В результате – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.
3. Метод древнего народа
Убеждаем ребёнка в том, что книги – это настоящее сокровище. Поэтому чтение – это праздник, награда за добрые дела и хорошее поведение. Таким образом, чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным. Для усиления ассоциации с наградой, к чтению книги можно добавить что то вкусненькое: печенье, конфету. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то в качестве наказания книга убирается.
4. Запрет на чтение
Этот способ стоит применять крайне выверено и осторожно.
Ребенку запрещают читать определённую книгу, объясняя ему, что он ещё слишком мал для подобной литературы.
Запретный плод сладок. Следовательно, у ребенка интерес к книжке возрастает многократно.
Специалисты утверждают, что привить любовь к чтению возможно лишь до определённого возраста – до 9 лет. Затем сформировать эту привычку будет сложно или даже невозможно. Именно поэтому стоит начинать литературное воспитание детей с раннего детства.
Читайте с рождения
Начинать привить интерес к чтению у ребенка нужно с рождения. Младенец ещё не осознаёт смысл маминых слов, но его привлекает интонации и голос любимого человека. В возрасте 8-18 месяцев у детей формируется пассивный словарь, то есть он накапливает запас слов. Этому активно способствует чтение.
Двухлетний малыш уже понимает некоторые слова и следит за сюжетом. А в трёхлетнем возрасте он не просто слушатель, а настоящий собеседник. Он внимательно слушает сказку, просит перечитывать самые интересные моменты, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. Такое поведение говорит о том, что возникает интерес к чтению
Читайте регулярно
Формирование любой привычки занимает некоторое время. Поэтому заниматься чтением необходимо регулярно. Каждый день выделяйте время для общения малыша с книгой, когда родители читают малышу сказку или стихи.
Читать можно не только дома. Книжку можно взять с собой на прогулку, на пляж, на дачу, в длительную поездку, даже в поликлинику. А когда ребёнок научится читать самостоятельно, можно исследовать вывески, названия магазинов и т.д.
Не бойтесь повторений
Часто ребёнок в течение некоторого времени просит читать одну и ту же книжку, или сам ее постоянно перечитывает.
Причин перечитывания несколько. Во-первых, он старается разобраться в перипетиях сюжета более подробно. Во-вторых, он медленнее взрослого человека вникает в смысл литературного произведения. В-третьих, знакомая книга олицетворяет для него спокойствие и психологический комфорт. Так что не лишайте малыша удовольствия слушать знакомую историю столько раз, сколько ему хочется.