Найти тему
soullaway soullaway

Песни детского страха.

А чего мы, собственно говоря, боимся? Страшного же ничего и нет … но на самом деле особенно страшным оказывается то, что как бы на первый взгляд и не страшное вовсе. Порой оно может быть, как раз-таки очень милым и добрым.

По-хорошему рационализировать страх зачастую оказывается невозможно и в большинстве случаев всё это дело идёт из детства. Вот я как раз на волне ностальгии вспомнил целый ряд музыкальных произведений, которые меня пугали в детстве. Почему? Ну это надо бы разбираться с каждой композицией отдельно. Даром, что таковых было довольно-таки неслабое количество. Вы понимаете, что при моей меломании эти все «песни страха» детство-то мне подпортили … хотя бы тем, что я не всегда мог взять, да и послушать пластиночку от начала до конца, не заморачиваясь с перестановкой иголки.

Н-да, а ведь было таких пару десятков точно. По всем таковым я проходится не буду, а вот про те пять, которые по сей день будоражат мою нервную систему, охотно расскажу:

Марк Бернес «Москвичи»

Была у меня в детстве, откуда – не знаю, двойная пластинка Марка Бернеса «Записи 30-60-х годов». Начал я слушать её почему-то со второй части. И вот первым номером проходит бодрая композиция «С добрым утром!», второй звучит лирическая «Вечерняя песня», а третьим номером – мой ужас на долгие годы. Вообще все мы понимаем, что Марк Наумович певец был не то, чтобы голосистый, но зато с невероятнейшей по своей искренности подачей. И вот эта самая знаменитая подача в песне «Москвичи» делает своё чёрное дело – какое-то запредельное нечто так и пробирается под кожу. Самое главное, что меня пугало в этой песне в детстве – это какая-то дикость момента: Серёжки и Витьки нет, они умерли, а он про них поёт, как о живых, которые просто прилегли поспать там под этой самой сонной Вислой. Повзрослев я, конечно, перестал бояться этой песни, но жуть военного хаоса, в котором исчезают простые парни с Малой Бронной и Маховой, всё же будоражит. Куда более инфернальные чувства во мне порождает только песня в исполнении самого Яна Абрамовича Френкеля. Но и то сейчас, в детстве я её, слава богу, в такой подаче не слышал.

The Beatles «Eleanor Rigby»

Вообще битловский Револьвер по детству я слушать не мог совсем. Во-первых, обложка у меня вызывала какие-то смутные чувства какого-то мракобесия. Во-вторых, если ещё Таксамана можно было более-менее послушать, ибо он был хоть как-то похож на тех самых рок-н-ролльных Битлов, к которым меня загодя приучил отец. Дальше шёл ужас и мрак, от которого у меня ну просто шли мурашки по спине. Самым дикий и непередаваемый страх я испытал, услышав начало песни про Элинор Ригби. Английского я тогда, естественно, не понимал и знать того, что по смыслу композиция действительно подобна хорошему хоррору я не мог. Меня перепугала именно музыка. Эти жуткие скрипки от Джорджа Мартина и какие-то потусторонние голоса Пола и Джона прям с самого начала создают такую атмосферу запредельного, что … даже сейчас, просто обожая эту песню (да и Револьвер в целом) я продолжаю чувствовать какой-то маленький панический приступ в процессе прослушивания этой гениальной композиции.

Алла Пугачёва «Балет»

Та самая пластинка Аллы Борисовны, которая полностью состояла из песен (тогда ещё очень молодого и пока ещё в самом деле талантливого) Игоря Николаева была маминой. Я её в руки не брал, на проигрыватель не ставил. То есть звучала она в моём доме исключительно по прихоти мамы – когда ей хотелось, тогда я и слушал фоном эту музыку. В том числе и этот дивный шлягер про балет. Сейчас будучи взрослым человеком я как-то малость его побаиваюсь по той простой причине, что вообще трудно поверить, что попсовую песню можно так сочинить и исполнить – там же всё на грани катарсиса. А тогда, в годы моего детства, я прям столбенел от этой самой помпезности и полного непонимания того, что она то «взлетает высоко», то «звёзды кружат» каким-до дивным калейдоскопом, то вдруг неодушевлённый балет друг этой безумной тётки.

Enigma «Sadeness»

Этот страх был из области совсем иррационального. И ведь услышал я впервые эту дивную композицию уже не в совсем нежном возрасте, даже скорее будучи не дитём, а подростком. Но вот почему-то она меня прям так напугала, что при каждой её трансляции по радио и телевизору я старался срочно переключить канал. Можно было бы сказать, что всё из-за того, что услышал я её вне контекста альбома и если бы послушал полностью этот шедевр, то … но нет, никаких «то». Вот уже теперь будучи взрослым дядькой я охотно слушаю этот шедевр нью-эйджа, но вот какой-то страх продолжает присутствовать. Есть конечно предположение, что это как у Хемингуэя с колоколом, только в данном случае «если кого-то отпевают монахи, то они отпевают и тебя».

Vladimir Cosma «Les compères»

С дивной и трогательной музыкой Владимира Космы у меня вообще очень сложное отношение. Она вся как есть прекрасна и удивительна. Но при всей её невероятной красоте, доброте, искренности, сентиментальности и милой наивности в ней есть какое-то странное дело – она как бы и умиляет, но одновременно порождает какое-то жуткое предчувствие чего –то нехорошего. С другой стороны, даже если вспомнить все те фильмы, любимые мною с детства, где она звучит, то и там практически везде ситуация разрешается в духе Хармса и его знаменитого «Читатель, вдумайся в эту басню, и тебе станет не по себе.» Такой абсурд и сюрреализм даже сейчас заставляет чувствовать себя несколько дискомфортно, а в детстве это натурально пугало … и комедии с Пьером Решаром для меня маленького были скорее если не ужасом, то уж точно комедией с элементами триллера, на протяжении которых, спасибо музыке, я всё ждал какого-то внезапного адского кровопролития.

А как у вас с подобной музыкой страха? Может тоже есть чем поделиться? Ведь наверняка же я не один такой кто в детстве относился к каким-то песням с насторожённостью. Делитесь. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.