Вопреки всему Никита Яковлевич Бичурин вряд ли стремился стать монахом. Он родился ы 1777 г. в селе Акулево Чебоксарского уезда. Его отец был священником, и сыну ничего не оставалось как только пойти по его стопам.
Из семинаристов в монахи
В семинарии Никита стал первым учеником. Точных данных об этом нет, но при его способностях такое предположить не сложно. Наряду с богословскими предметами он охотно изучал историю, географию, иностранные языки и воспитывал в себе дух исследователя, пока еще не зная, как им распорядиться.
Священство его не привлекало, но все же в свои 23 г. он стал монахом и получил имя Иакинф. Большинство биографов Бичурина сходятся на том, что его постриг не был безоблачным. Кто-то намекает на безответную любовь, кто-то на давление архиепископа.
Скандальный реформатор
Когда человек наделен талантами, скрыть это невозможно. Уже через два года Бичурин был назначен ректором духовной семинарии и стал настоятелем монастыря в Иркутске. Отец Иакинф приступил к образовательным реформам - он ввел в учебную программу семинарии изучение светских дисциплин, но тут над его головой сгустились тучи и разразился скандал.
Отца Иакинфа обвинили в греховной связи с женщиной, и хотя он тайных умыслов и действий не признал, как впавшего в соблазн его разжаловали и отправили учителем в Тобольск.
Девятая духовная миссия
Быть учителем - занятие достойное, но для Никиты Бичурина этого казалось мало. К счастью для него, в это время готовилась десятая по счету духовная миссия в Китай. Первая такая миссия была организована в конце 17 в. при Петре I с целью сохранения веря среди потомков дальневосточных казаков, проживавших в Поднебесной.
Долгое время духовные миссии были единственным источником знаний о политике и истории Китая, который тщательно отгораживался от внешнего мира, не допуская к себе иностранных дипломатов и купцов. Участники миссий старались изучать китайский язык, знакомиться с традициями и нравами этой экзотической страны, налаживали дипломатические контакты с правительством.
Епископ Православной духовной миссии в Пекине
Для миссии нужны были образованные люди, способные вести научную работу. Отец Иакинф со своей начитанностью и эрудицией отлично подходил для этой цели, тем более что он уже обладал начатками знаний китайского языка и интересовался Китаем. Некоторую трудность в назначении представляло его опальное положение, но вскоре она была преодолена, и Никита Бичурин был назначен епископом Православной духовной миссии в Пекине.
Согласно секретной инструкции Коллегии иностранных дел отцу Иакинфу помимо прочего вменялось вести разведывательную деятельность на территории Китая. С этим "напутствием" 18 июля 1808 г. миссия выехала из Иркутска в сторону Пекина. Ее руководитель был доволен и воспринимал свое назначение как настоящий подарок судьбы.
Упадок и печаль
В Пекине Бичурин понял, что миссии придется решать неразрешимые задачи: прихожан оставалось несколько десятков; хозяйство прозябало в упадке, а финансовых средств катастрофически не хватало. Епископ писал настоятельные письма в Синод, хотел, чтобы миссии увеличили содержание. Но из-за тяжелых материальных условий больше половины состава миссии умерли, не дождавшись возвращения на родину. Впрочем, разлука длилась добрых 14 лет.
От миссионера до исследователя один шаг
С самого приезда в Пекин Бичурин с головой окунается в жизнь чужой страны и начинает ее познавать. Он совершенствует свой китайский язык, переводит на него христианские тексты и ведет миссионерскую деятельность. Вскоре, однако, его пыл остывает - его подчиненные бездействуют, храм от безденежья разрушается, и выполнять обязанности священнослужителя становится не с кем, негде и не для кого.
Бичурин полностью концентрируется на исследованиях, углубляется в историю Китая и переводит на русский китайские тексты. Он составляет первый китайско-русский словарь, вмещающий в себя энциклопедию китайской жизни, переводит на русский более десяти исторических трудов, составляет подробное описание Пекина с картами и собирает материалы о законодательстве, просвещении, религии и других сферах китайской культуры, которые он увезет с собой и превратит в статьи и книги. Однако научная епископа Иакинфа началась довольно своеобразно.
Три года на Валааме
По прибытии на родину глава Православной духовной миссии в Пекине попал под церковное следствие и суд, который присудил его к пожизненной ссылке на Валаам. Синод счел его поведение в Китае предосудительным, ибо миссионерской деятельностью он не занимался, а научные изыскания Бичурина церковь не интересовали.
На долгие три года Бичурин отправился на Валаамский архипелаг, но телом и душой не дрогнул. Он начал писать статьи о Китае, Тибете и Монголии, и вскоре его труды заинтересовали ученых-востоковедов. Понимая важность спасения такого осведомленного человека для науки, они начали просить министерство иностранных дел и самого императора освободить бывшего главу Девятой миссии. "Прения" длились три года, и, наконец, Бичурин получил прощение.
От безызвестности к славе
Он был переведен в Петербург и причислен к Азиатскому департаменту МИДа. Впрочем, монашеского сана, как отец Иакинф ни старался, его не лишили, и первому синологу России приходилось жить в келье Александро-Невской лавры.
Формально Иакинф оставался монахом до конца жизни, ведя при этом образ жизни светского человека и ученого. Его первая книга - "Описание Тибета в его нынешнем состоянии" - получила очень хороший отклик и стала заметным явлением научной и литературной жизни России.
Постскриптум
Его известность как самого крупного знатока Центральной Азии росла, труды издавались во многих европейских странах, а в 1828 г. Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. В Петербурге дружбу с ним водили многие литераторы и художники, среди которых был Брюллов, Одоевский, Крылов и Пушкин.
Никита Яковлевич Бичурин умер в Александро-Невской лавре в 1853 г. в возрасте 76 лет. На его могиле китайскими иероглифами выбиты слова:
"Не зная покоя, усердно трудился и пролил свет на анналы истории".
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору