[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
60 литров соков и нектаров в среднем выпивает каждый год житель США. Европеец пьет фруктовые напитки в два раза меньше — 30 литров, а россиянин — всего 17 литров в год. Правда, каждый год это количество пополняется на один литр. И будет увеличиваться еще сильнее, ведь скоро будет введен акциз на газировку, который прибавит семь рублей к ее стоимости. А соки и нектары налогом облагать не будут. Хотя врачи не согласны и напоминают, что, например, по шкале здоровья австралийских диетологов натуральные фруктовые соки вреднее диетической газировки. Откуда такие выводы? Соки — это жидкие витамины или сладкие пустышки? Из чего их делают?
Если верить рекламе, фрукты и соки — это, по сути, один продукт. Сок должен быть один в один как тот, который образуется, когда жуешь мякоть. Но в России мест, где сок давят прямо из свежих плодов, пока не так уж и много. Потому что есть другой стопроцентный сок, производство которого обходится гораздо дешевле, ведь для него не нужно содержать свои сады. Это самый популярный вид сока, на его упаковке написано «восстановленный».
Делают восстановленный сок в пять этапов. Сперва из плодов выдавливают фреш и нагревают под давлением, чтобы все микробы и грибки погибли, сок не плесневел, никого не отравил и мог полгода храниться. Затем из него выпаривают жидкость. Получается густая концентрированная паста. Она занимает в восемь раз меньше места на складе, в трюме корабля и в кузове грузовика. На заводах в России, куда из Марокко или Китая, например, пришли бочки с таким концентратом, пасту разогревают и восстанавливают, то есть добавляют столько же воды, сколько изначально удалили. Конечно, из-за этого и часть аромата улетучилась, поэтому такой сок обычно ароматизируют, а могут и подкрасить, и подсластить, и подкислить. По закону вкус и запах сока, на упаковке которого написано «восстановленный», не должен отличаться от сока прямого отжима.
Из такой иностранной пасты в России разливают большую часть даже томатного и яблочного соков. Ведь покупатели не замечает разницы с соком прямого отжима.
Но есть соки и дешевле. Вернее, это не соки. Их так называть нельзя. Производители могут писать, что это «нектар». Фруктов или овощей в нектар можно отправить всего четверть от природной концентрации, при этом название пролоббировали себе даже более аппетитное, чем пресное слово «сок». И это многих сбивает с толку. Честнее было бы назвать такой напиток «водянистый сок с подсластителями», например.
Хорошо хоть самую дешевую категорию не разрешили называть каким-нибудь «эликсиром». На таких пишут «сокосодержащий напиток».
Людмила Елисеева, профессор кафедры товароведения РЭУ им. Плеханова: «В этом напитке у нас по нормативным документам должно быть от пяти до десяти процентов сока. Для апельсинового разрешается пять».
Но если с количеством плодов в пачке сока каждого вида все теперь ясно, то какой из них полезнее — большой вопрос для поклонников набирающего популярность метода детокса — джусинга. Это такая диета на рационе только из соков. Особенно часто звучат заявления о полезности соков из овощей. В топе — морковный, свекольный и сок сельдерея.
Алан Манделл, блогер: «Казалось бы, это всего лишь сок, но все питательные вещества сельдерея в нем остаются, а также вещества из клетчатки, которые действительно лечат кишечник. Это компенсирует ущерб от плохих пищевых привычек, полностью успокаивает весь пищеварительный тракт».
В соках из овощей и фруктов, даже прошедших через пастеризацию и восстановление, все равно остаются антиоксиданты, подтверждают ученые. Например, в напитках, где сока всего 10 процентов, на 100 граммов — полмиллиграмма антиоксидантных веществ. В нектаре — четыре миллиграмма. А в восстановленном, прямого отжима и фреше еще больше.
Дарья Симина, аспирант кафедры товароведения РЭУ им. Плеханова: «Наибольшая антиоксидантная активность была у фреша. Она составила 8,5. Примерно такие же данные мы получили и по соку прямого отжима, и по восстановленному соку».
Вот только в свежем апельсине антиоксидантов больше в 15 раз, чем во фреше, и в 250 раз больше, чем в сокосодержащем напитке.
Врачи уверяют, что о соках нужно знать два факта. Первый — сахара в соках больше, чем в знаменитой газировке, которая считается безоговорочной вредняшкой. Понять это можно, взглянув на заднюю сторону этикетки сока и газировки в графу углеводы. Грамм углеводов равен грамму сахара на 100 граммов напитка. То есть в 100 граммах сока — 14 граммов сахара, то есть 140 граммов на литр. В соке еще и фруктозы много.
Татьяна Романенко, врач-эндокринолог: «Фруктоза несет колоссальную опасность. Она напрямую идет в печень. То есть она в конце концов превращается в обычный жир, в триглицериды».
В цельных фруктах различные сахара упакованы в клетчатку, которую еще надо разгрызть и пережевать. Пищевые волокна тормозят опасное мгновенное всасывание сахара в стенки кишечника и в кровь. А в соках клетчатку если и оставляют, не отправив в жмых на помойку, то эта балластная мутная взвесь всасывать сахар уже не мешает. И эта проблема кажется незначительной на фоне недавно открытых рисков. Ученые из США сделали пугающее открытие. На протяжении шести лет они изучали рацион 40 тысяч человек в возрасте от 45 лет и установили страшную связь — регулярное употребление сока укорачивает жизнь — и нам, и нашим зубам.
Дело в том, что кислотность соков не меньше, чем в газировках. Если погрузить в сок зуб, то его эмаль за две недели превратится в стружку. Зуб в газировке, кстати, просто потемнел, но остался крепким. Поэтому сок — это идеальный способ продать в несколько раз больше ягод, овощей и фруктов, пожертвовав их пользой.
Все выпуски программы «НашПотребНадзор».