- Думаешь, конокрады или за дочерьми пришли? - Долгор толстой нитью сшивала два куска шкуры, сидя на ороне, старой походной кровати.
Приближалась зима, посиделки у костра на улице становились всё короче. И всё больше времени они проводили в юрте. У старшего сына уже была своя юрта. Но там не было жены и уюта. А потому он чаще бывал в общей большой юрте, чем в своей.
Среднему и младшему сыновьям свои юрты ещё не полагались по возрасту, а потому они жили в общей юрте. Дочери в степном хозяйстве были ценным товаром, поэтому жили под постоянным присмотром родителей и братьев. Воровать девушек в степи считалось нормальным. Но никогда до этого воровство не сопровождалось членовредительством.
Раненый Хонхотан спал, дочери занимались хозяйством, а Арулад сидел на ближайшем пригорке, осматривая небольшую долину.
Долгор с мужем Энхэ вели привычный семейный совет. За почти тридцать зим, что они прожили вместе, все семейные, хозяйственные и военные вопросы они решали сообща. Энхэ был из не богатой семьи, не самым крепким и не самым умным парнем. Поэтому женитьбу с Долгор он считал самой большой удачей своей жизни. Долгор оказалась очень хозяйственной и разумной, впрочем, как и все девушки с той стороны Священного моря. Отец Энхэ очень хотел развития своего рода-племени, а потому искал для сына самую лучшую жену. И в этих поисках он ушёл от родной степи на многие дни. И нашёл Долгор в семье охотников и рыбаков. После долгих чаепитий и разговоров ему пришлось отдать за Долгор половину своего стада. С тех пор он за благоденствие сына и продолжение своего рода не переживал.
Энхэ поражался мудрости своей жены, и, в отличии от остальных сангольских мужиков, всегда советовался с супругой. Когда они только поженились, у них была маленькая юрта, две лошади, две телеги и корова с телёнком. Семья Долгор выделила им посуду и прочий скарб. Семья Энхэ подарила лук, стрелы и саблю деда.
Энхэ умел и любил охотиться. Он приносил домой зайцев, лис, иногда коз. И всё шло, вроде бы нормально. Но однажды утром, проснувшись, он увидел, что жена натягивает свой лук, а на поясе с одной стороны колчан со стрелами, а с другой стороны нож.
- Ты чего?
- Сегодня я пойду с тобой. Чай готов, одевайся.
- Зачем ты пойдёшь? Я плохо охочусь? Еда у нас есть, шкур хватает. Корова скоро отелится снова. Молока станет больше.
- Энхэ, ты великий охотник. Удачливый, ловкий. Ты приносишь добычу. Но тебе не хватает хитрости твоей жены. Поверь мне, пойдём на охоту вместе.
Энхэ быстро оделся, гадая, что за хитростей ему не хватает? Но он решил всегда доверять словам жены и спорить не стал. Они собрались, вышли из юрты. Энхэ по привычке направился на восток, в ближайший лес.
- Нет, погоди. В том лесу кто охотится?
- Мы охотимся, с соседнего стойбища семья, с озера семья и ещё кто-то. Лес большой.
- А на кого вы охотитесь? На лис, зайцев и коз. Все животные знают о вас, чувствуют, прячутся. Мы же пойдём сегодня в западную сторону. И соберём то, что никто из соседей не собирает.
- Там лес непроходимый. На коне не проедем. Ты предлагаешь пойти пешком?
До леса доехали на лошадях. Стреножили, оставили в кустарнике. Сами пошли пешком. В этом лесу никто не охотился, потому что он был покрыт стлаником, густым низкорослым и совершенно непролазным. Но Долгор показала, как двигаться в стланике, где ставить петли, а где копать ямы и ставить колья.
В тот день они привезли втрое больше добычи, чем привозил Энхэ. На следующий день он поехал проверять петли и собрал белок и песцов. А через неделю его жена взяла выделанные шкуры и направилась в соседнее стойбище. Приехала на следующий день с коровой, кумысом, домашней утварью и маленькой кроваткой.
- А это зачем? - Энхэ удивился, - телят здесь не покачаешь.
- Это не для телёнка. У нас не только корова скоро рожает.
Сына назвали Арулад, в честь северных склонов горы, у которой они жили. Пусть будет могучим, как эта гора.
Постепенно скота становилось больше, табун тоже начал расти. Охота была успешной, а обмен с соседями ещё успешней. Жена наполняла дом глиняной посудой, игрушками, войлочными коврами. Сын рос крепким, смышлёным. Видимо, смог перенять лучшее от каждого из родителей.
- Ты должен принести медведя, - опять толстая Долгор возилась у огня, - нам нужна большая юрта.
«Ох, уж эти потолстевшие жёны с их причудами. То мясо совы, то камень с солёного озера, а теперь медведя подавай», - Энхэ повздыхал.
- Не делают юрты из медведей. Чего ты опять надумала? Может, я солёных камней принесу?
- Скоро опять рожать. Нам нужна большая юрта. Ты принеси медведя, а я придумаю, как превратить её в юрту. А медведя добыть просто. Помнишь, мы яму в стланике копали? Прошло много времени. Запаха человеческого в ней нет. Брось туда потроха, а за ними и медведь появится. На колья прыгнет. Из ямы выбраться не сможет, там ты его и добьешь.
Медведь оказался огромным. Он хоть и упал на колья, но встал на задние лапы. Голова и передние лапы торчали над землёй. Энхэ бил его копьём полдня. Уворачивался от ударов медведя. Старался, выцеливал, чтобы не портить шкуру. Пару раз сам попал под когти хищника. Домой добрался еле-еле. Весь израненный, уставший, в крови. Медведя из ямы доставал двумя крепкими конями. Перетаскивал на волокуши, долго тащил. А потом долго разделывал.
Лапы с огромными когтями и страшная голова достались шаманам. Шкура самому старому мужчине рода. Мясо соседским женщинам. Сердце, печень и кровь молодым воинам долины. Вскоре об Энхэ пошла слава, как о храбром и ловком охотнике.
Долгор собрала столько войлока, что его хватило на огромную юрту и мягкие подстилки на пол. Энхэ несколько дней рубил, собирал и сушил жерди. Вместе с женой они прикидывали размер юрты, а потом собирали. В разгар лета пригласили шамана для проведения молебна в новом жилище.
Осенью Энхэ собирал ягоды и рыбачил. Жена мыла, сушила, делала заготовки на зиму. Однажды утром он собрался на рыбалку. Нашёл крючки и ловушку.
Продолжение будет...