Помните анекдот: "В эфире передача «Карданный вал» и сегодня мы поговорим о ремонте вашей машины в гараже и других формах алкоголизма." Действительно, советские гаражи уникальное место, где можно было совместить приятное с полезным.
Настоящие автолюбители в СССР были одновременно шофёрами, автослесарями, электриками и шиномонтажниками, и все это как правило было в одном лице, или же в одном советском гараже!
Были ли гараж для советского человека вторым домом, местом встречи с друзьями, коллегами и автолюбителями, безусловно, но в СССР дело было далеко не только в посиделках и уж тем более, не в желании выпить, все было значительно сложнее, но вместе с тем и интереснее!
Так, с выходом постановления «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев», жизнь советского автовладельца стала меняться, при том качественно в лучшую сторону.
Так до 60-ых годов прошлого века, большинство владельцев собственного автомобиля не задумывались о том, куда и где его ставить, да и не думали об этом местные власти, попробуйте найти парковочные места возле "Сталинских" домов, да и возле "Хрущевок" тоже их не наблюдалось, тогда удивительным образом, думали про спокойствие жильцов, про экологическую составляющую (зелень должна быть во дворе), вместе с детскими площадками, все делалось для того, чтобы жизнь советского рабочего была комфортной после рабочей смены и возле его дома, не было парковочного места, прямо скажем, и машин было мало.
Ввиду этого, стали строить гаражные кооперативы и тут началось...
Безусловно, немногие советские люди, в особенности до 80-ых годов оставляли свой автомобиль под открытыми окнами, этого просто не было. Как правило, каждый думал о том, что для автомобиля нужен гараж, более того - были строгие взгляды на покупателей автомашин, которые не имели этого самого гаража, правда, обязательным условием это не было.
И все-же, учитывая стоимость советских жигулей, в среднем 5 000 - 6 000 советских рублей, мало кто выбирал способ хранения автомобиля на улице, учитывались многие факторы.
Это было неприлично, неудобно, да и мало кто так делал, в тоже время было опасно, ведь редкие и дорогие дворники, колеса, колпаки и многое другое - за ночь могло исчезнуть с советской "копейки", а этого уж точно не хотел автолюбитель.
Да и многочисленных сервисов, как сегодня - в те годы просто не существовало, банальная замена масла в двигателе, фильтров и смена летней на зимнюю резину, всё это как правило, делалось собственными силами в гараже, отсюда и высокий спрос на этот маленький уютный домик.
Отмечу, что была специальная норма 19 квадратных метров на автомобиль и 9 метров на мотоцикл для гаража.
Попасть в гаражный кооператив было сложно, но реально - нужны были связи (известный блат) и деньги.
Было, есть и возможно, будет - лишь два вида гаражей.
Это кирпичный, который строился сразу по всем правилам, оборудовался смотровой ямой, хороший потолком (чтобы не протекал), добротные стены, электричество и печка.
И более простой - металлический каркас.
Цена и стоимость гаражей отличалась для советского автолюбителя.
Но можно отметить, что металлический бокс обходился в 2-4 тысячи советских рублей, а кирпичный 4-6 тысяч рублей. Что довольно дорого, учитывая стоимость автомобиля и кооперативной квартиры.
Между прочим, официально нельзя было использовать гараж под предпринимательскую деятельность, любые виды работ - могли сразу же привлечь внимание компетентных органов, и открыть так легко и просто свою шиномонтажку было нельзя, однако - помочь соседу за магарыч, милое дело!
Настоящий советский гараж, это не просто коробка для хранения автомобиля.
Там в обязательном порядке был настоящий склад самых разных инструментов, в том числе для ремонта автомобиля.
Конечно, гараж - это второй балкон, только больше, а значит многочисленные консервы, овощи с огорода, все это относили в гараж.
И безусловно, любой владелец гаража в СССР не мог обойти стороной личный комфорт, поэтому старенький диванчик, кресло, календарь, желательно специального содержания картинки на стенах и заначка на всякий случай, это было обязательно!
Отдельно отмечу, что по сей день в наших городах можно встретить одиноко стоящий металлический гараж, прямо возле дома, их порой сносят и регулярно, но в некоторых местах еще есть, допустим, у меня в городе встречаются, такие выдавались льготникам и инвалидам.
Стоит отметить, что гаражные кооперативы строились достаточно грамотно, так отводилось удобное место, где как правило не было больших скоплений многоэтажных домов, детских учреждений и подобного.
По сей день, зачастую гаражи стоят в удобном месте, если говорить про небольшие города, типа Воронежа, Курска, Тамбова.
Большое количество гаражей с советских времен, которые реально сохранились и сегодня продолжают радовать автовладельцев - это безусловно, кирпичные!
Если посмотреть на карту, так допустим у нас в городе так выглядит один большой гаражный кооператив. Несмотря на то, что с каждым годом их становится меньше и власти всё больше смотрят на эту землю, как на аппетитный пирог, который можно продать под застройку, надо отметить, что стоит удобно и грамотно, умели же делать и думать головой!
При разговоре про гаражи в СССР, немедленно вспоминается кинематограф, а именно трагикомедия «Гараж» 1979 года, которая была основана на реальных событиях, а тема банальна и хорошо известна.
Если городские власти начинают что-нибудь строить, то дорога или жилой квартал в обязательном порядке попадет на территорию гаражного кооператива, а значит нужно сделать что? Просто сравнять с землей эти гаражи и выселить владельцев на улицу, благо у нас весь город в нелегальных парковках, прибавится еще несколько десятков машин без гаражей (хотя кого я обманываю, сегодня никто не оставляет машины в гаражах, даже зимой, как это делали в СССР).
Всесоюзное Добровольное Общество Авто-Мотолюбителей занималось подобными вопросами и как правило помогало автовладельцам, но и следило за ними.
Нередко задумываешься, а чем конкретно занимались советские люди в гаражах, особенно - если начинаешь слышать аргументы, что все только выпивали там, но тут я не соглашусь, частично.
Надо отметить, что для мужчины, что тогда - что сегодня(их конечно очень мало, нынешних владельцев гаражей), то в первую очередь, это место для души и отдыха, как бы это не звучало, но иногда мужчине нужно отдохнуть от семейных дел, побыть с друзьями или в одиночестве, подумать - как сделать то или другое, что ответить жене, или как правильно обучить сына, одним словом, как сегодня скажут модными словами "место психологической разгрузки".
В тоже время, главная функция - это ремонт автомобиля, в особенности его обслуживание, и тут уже без товарищей никак, все друг другу помогали, именно поэтому, в старых грязных одеждах, любой научный сотрудник становился на одну планку с простым рабочим или сантехником (даже если у них не было машины, а был мопед), собирались и дружно решали, где тут "в карбюраторе конденсат", согласны со мной?!
Да, не буду отрицать, что порой гараж мог становится местом для встреч любовников, и собутыльников, но это было скорее исключение из правил.
Если сравнивать гаражи тогда и сегодня, то все значительно изменилось, так сегодня в основном гараж используется как место хранения зимней резины, ненужного хлама из дома, в лучшем случае велосипедов. Немногие автолюбители используют гараж по прямому назначению, а именно ремонт и обслуживание автомобиля, посиделки с друзьями.
В основном, если и случается там встретится, то это посиделки под шашлык, и лишь немногие там действительно занимаются делом.
Скажу за себя, лично у меня нет гаража, но имеется он у близких людей, и наши встречи в гаражах, как правило, только ради совместной мойки автомобилей, хранения резины и самых разных аксессуаров для наших машин, не более того.
Впрочем, жизнь меняется, а вместе с ней и стоимость, вид гаража, так допустим, сегодня их цена начинается тысяч от 50 и смело может дойти до 500 тысяч рублей, (арендовать его можно в среднем за 3-4 тысячи рублей в месяц) но гаражные кооперативы по-прежнему довольно закрытый клуб со своими правилами, а их вытеснение процветает по сей день всё больше и больше, а это значит, что совсем скоро - мы возможно, и не увидим больше гаражей, и той советской "романтики" в них.
И как говорил один фанат автомобилей из Англии, Джереми Кларксон в своей передаче: "И на этом ужасном разочаровании мы заканчиваем".
А это значит, самое время написать отзыв в комментариях, подписаться на канал и обязательно поддержать автора своим лайком!