Окончание. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️
Добыча "раненой львицы"
Впервые Иду Рубинштейн Серов увидел в балете "Шехерезада" в Париже. Балерина поразила его. Она напомнила ему древние барельефы, снимки с которых он так любил рассматривать. Но то, что делала на сцене Рубинштейн, было самой что ни на есть современностью, модерном.
Весь театральный Париж был покорен артисткой. Серов объяснял, почему он загорелся желанием написать Иду, так:
"Не каждый день бывают такие находки. Это такое создание... Ну что перед ней все остальные? Да и глядит-то она куда? -- в Египет!"
О ней даже говорили, что, путешествуя по Африке, она собственноручно убила льва. А Серов говорил, что и у нее самой рот раненой львицы.
Портрет давался непросто: в нем нужно было выразить талант актрисы, ее экзотичность и экстравагантность, ее способность одновременно выражать античность и современность, ее тело (французские газеты называли Иду "античной трагедией тела"), которое представляло собой "сочетание совершенно прямых линий, наподобие плоской геометрической фигуры" и ее характер, за который ее прозвали "всепарижской каботинкой".
Серов писал ее в церкви аббатства, в которой жил сам и которую превратил в художественную студию. Когда Ида Рубинштейн проходила по монастырскому двору, из всех окон бывших келий, где жили теперь главным образом артисты и художники, высовывались головы -- всем хотелось посмотреть на артистку -- настолько необычны были ее внешность и слава.
А ей нравилось позировать знаменитому художнику, нравилось, что сеансы происходят в бывшей монастырской церкви и что она позирует здесь голой.
Это было совершенно в ее духе. И ее искуственная поза с вывернутым, закрученным, точно винт, телом, и положение перекрещенных ног, одна из которых пересекается длинным тонким шарфом, словно бы удлиняющим их, и напряженность вытянутых рук, и пышный шиньон, оставляющий незакрытыми спереди ее блестящие черные волосы, -- все это так или иначе раскрывает сложный и необычный характер Иды.
Говорят, что не было мужчины, который не был бы сражен ею. У нее не могло быть не то что несчастной любви, даже просто безответного увлечения.
Ее обожали все -- соблазненные и приближенные, покинутые бывшие, отвергнутые и добивающиеся хотя бы взгляда. Согласие писать ее портрет она дала Серову сразу. И по Парижу поползли слухи -- Ида "чудит".
Благообразные немолодые художники никогда не входили в разряд ее любoвников. Но факт остается фактом -- Ида не только позировала Серову, они почти не расставались в течение года. Монастырские стены крепки, что они скрывают?..
Портрет Иды Рубинштейн был куплен Д.И.Толстым для музея Александра III за четыре тысячи рублей.
Освобождение
В 1911 году он вернулся в Россию -- решил отдохнуть от вымотавшего его путешествия, тем более, что он почти не видел последнего ребенка -- дочь, которая появилась на свет три года назад. Но вместо того чтобы радоваться наконец-то становящейся сносной жизни, радоваться здоровым, красивым детям, он почему-то постоянно говорит о смерти:
"Странно, у меня ото всего болит душа. Поди разбери, где счастье, где несчастье. Все говорят, что я счастливец, очень может быть, охотно верю, но сам себя счастливым не называю и никогда не назову, точно так же как и несчастным. Хотя у меня и вечная тяжесть на сердце".
Он постоянно спрашивает у матери: "Расскажи, как умирал отец?"
Он снова писал Генриетту Лепольдовну -- она дала согласие на несколько недлинных сеансов. Он писал ее в овале, приговаривая: "Ну, теперь мы к самому Рафаэлю подбираемся".
И дествительно, с картины взирает не вожделенная красавица, а "Мадонна в кресле". Это -- его последняя работа. После окончания он сказал: "Жить скучно, а умирать страшно".
...Умер он ранним утром, вставая с кровати -- потянулся за туфлей.
Ноябрьский день был солнечным, необыкновенно ярким. Жизнь окончилась так быстро и так просто...
После смерти Серова осталось 14 рублей денег, пятеро детей (ни один из них не стал рисовать), сотни портретов и несколько гениальных открытий.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай про других художников:
Инна Авина (с) "Лилит"