Найти в Дзене

Об этических вопросах дома Мошниковой (Аникиных - Евдокимовых)

Начну издалека, иначе не поймете. Когда я только устроился в музей «Кижи» в далеком 1999 году, то скромно поинтересовался у сотрудников – а сколько в музее памятников? Ответ меня не то, чтобы подкосил, а вообще убил. Они ответили – около 100. Ребята, не может быть их около 100, это точная величина. Это у вас в кармане может быть около 100 рублей и мне до этого дела нет, сами считайте свои деньги. Памятников должно быть конкретное количество и вы, сотрудники, за 40 лет существования музея даже не смогли их точно пересчитать и сделать список. Как так! Поэтому первый мой труд – точный подсчет того, что стоит на земле в музее в виде памятников архитектуры. Поэтому стараюсь восстановить по крупицам историю домов. Итак, дом Мошниковой, который этим летом выползали вдоль и поперек на коленках проводя уборку и покраску. Намедни был в научном архиве музея и случайно наткнулся на записки Регины Калашниковой об Анне Васильевне Мошниковой. Естественно, попросил этот материал, сижу-читаю чужой поче
Дом Мошниковой (дом Аникиных - Евдокимовых - Мошниковой)
Дом Мошниковой (дом Аникиных - Евдокимовых - Мошниковой)

Начну издалека, иначе не поймете. Когда я только устроился в музей «Кижи» в далеком 1999 году, то скромно поинтересовался у сотрудников – а сколько в музее памятников?

Ответ меня не то, чтобы подкосил, а вообще убил. Они ответили – около 100. Ребята, не может быть их около 100, это точная величина. Это у вас в кармане может быть около 100 рублей и мне до этого дела нет, сами считайте свои деньги. Памятников должно быть конкретное количество и вы, сотрудники, за 40 лет существования музея даже не смогли их точно пересчитать и сделать список. Как так!

Поэтому первый мой труд – точный подсчет того, что стоит на земле в музее в виде памятников архитектуры. Поэтому стараюсь восстановить по крупицам историю домов. Итак, дом Мошниковой, который этим летом выползали вдоль и поперек на коленках проводя уборку и покраску.

Намедни был в научном архиве музея и случайно наткнулся на записки Регины Калашниковой об Анне Васильевне Мошниковой. Естественно, попросил этот материал, сижу-читаю чужой почерк в тетрадке за 2 копейки. Информация в данной тетрадке – бесценна.

та самая тетрадка
та самая тетрадка

Мошникова Анна Васильевна родилась в 1918 году в деревне Харлово Фоймогубского сельского совета (местная, Заонежская наша бабушка Нюра). Чтобы понять точную дату рождения надо смотреть метрические книги Фоймогубской волости, т.к. все вопросы учета населения вела местная церковная власть (кто не в курсе тогда церковь была частью государственного аппарата, НЕ отделена от государства) и метрические книги еще велись некоторое время после революции 1917 года. Постепенно новая власть добиралась до глубинки и происходила смена делопроизводства и учета, но 1918 году еще было все как при царе-батюшке, особенно в провинции.

Итак, родилась в 1918 году и фамилию ни разу за жизнь не меняла. «Фамилия Мошникова – девичья, Ни с одним (2 мужа) не записывались, и Лешка (прим. Лешка – сын А.В. Мошниковой) на моей фамилии».

В 1933 году дом сгорел. После этого Аня Мошникова (15 лет девочке) пошла в няньки и отработала в няньках 2,5 года. После этого «пошла 5 лет вышивать в Хашезеро, мама оттуда взята замуж. Была вышивальная артель».

«Потом взяли на оборонные работы. Взяли на 10 дней, а там 10 дней обернулись 4 годами». Далее я пропускаю историю семьи в оккупации, суть – после войны осталась одна мама, отец и брат войну не пережили. Пока мы рассматриваем только тему Анны Васильевны.

Война для Анны Васильевны закончилась в Каргополье. Далее привезли в Пудож «на тракториста учиться. Какой я тракторист? Девки все рослые. Я не захотела да и они тоже». Потом перевезли в Кривцы, далее в Беломорский район и наконец возвращение в родное Харлово. Затем занималась лесозаготовками в Ламбасручье три года.

«В 48 году я замуж вышла на остров (прим. остров Кижи) 15 мая. Вот так всю жизнь и маюсь. В колхозе работала, потом в совхоз перешла. Работала простой рабочей. С 48 я на Ямке (прим. деревня Ямка на острове Кижи) и живу. … Потом в музей перешла и до сих пор работаю, 14 лет на пенсии».

Если обобщать всю историю Анны Васильевны, то не повезло, мягко скажем. В своих воспоминаниях она откровенно пишет, думала что замуж вообще никогда не выйдет, сильно худа была. Потом война и тяжелые годы восстановления хозяйства страны, всю жизнь работала, особых радостей не было. Горя хапнула по полной. «Я и детства не видела. Вспоминать не хочется, плакать только».

Все записи были сделаны в 1987 году сотрудником музея Региной Калашниковой.

А.В. Мошникова справа на фото. Вероятно в это время и делались записи в тетрадке
А.В. Мошникова справа на фото. Вероятно в это время и делались записи в тетрадке

Совсем недавно, в мой блог написал Павел Евдокимов о том, что в истории этого дома ни разу не упоминается его семья – Евдокимовых. Списались, обобщаю информацию.

«Мой прадед - Василий Евдокимов жил в доме, который сейчас именуется домом Мошниковой. У Василия Евдокимова было шестеро детей. … Федор Васильевич, который всю жизнь прожил в Кижах, женой которого и являлась Анна Мошникова, которую все мои родственники помнят как бабушку Нюру.

В паспорте моего дедушки - Петра Васильевича, указано, что он родился в Кижах. Значит прадед Василий до покупки части дома в 1939 году также жил в Кижах, но где именно, нам не известно.

Мои родные тети Людмила и Татьяна в детстве часто были в гостях у Федора и Нюры. Им запомнились вкусные калитки, рыбник и простоквашу, которыми Нюра их кормила. Простоквашу Нюра называла - "простокиша". В то время Нюра работала при музее, принимала швартовые приходящих судов. У Нюры был сын – Леонид (прим. может быть Лешка?, не суть.). Жили они действительно на втором этаже дома. К сожалению Аникиных мои тети не помнят.

Таким образом, Евдокимовы с 1939 по 80-е годы прожили в доме более 40 лет.

Будем благодарны, если это отразится в истории дома, безусловно, место в которой по праву принадлежит и Анне Мошниковой, последней жившей в доме и поддерживающей его, и Аникиным, его построившим.»

Очень трогательные воспоминания от семьи Евдокимовых. Дом начал заполняться историями семей, однако еще копать и копать этих историй.

Важный вопросы:

- куда делись все Аникины с первого этажа?

- почему дом подарила (продала по другим рассказам) именно Мошникова, и куда пропал из поля зрения Федор Евдокимов, муж Мошниковой.

За сим завершаю. Если честно, то устал и беру паузу. Далее надо искать информацию в архивах, а это только в отпуск и за плату. Тем не менее это надо сделать. Совершенно случайно пересекся с сотрудницей Национального архива РК и она дала верный путь – искать «похозяйственные книги», где регистрировались факты продажи-покупки. Цена справки – 700 рублей. Вот с отпускных уже запланирована трата на архив))). Кстати, благодаря вам на этом канале наконец началась монетизация, первый заработок – 3 рубля 12 копеек. Весь заработок пойдет тоже в архив))).

Всем удачи! Раскрутим историю дома, я верю.

P.S. Почитать о доме Мошниковой можно в этой подборке