Найти в Дзене

Приговоренная к реставрации: история церкви Ильи Пророка в Белозерске

Оглавление

Единственная деревянная церковь, дошедшая до наших дней в исторических городах Вологодчины, стоит разобранная уже более десяти лет. Белозеры срубили ее в 1690-х годах.

Свою историю городок Белозерск в Вологодской области ведет с незапамятных времен. По преданию в 862 году здесь сел на престол легендарный Синеус, брат летописного Рюрика. И если в существовании самого князя историки сомневаются, то поселения времен призвания варягов вокруг Белозерска вполне материальны: найдены и изучаются. С течением времени город приобрел стратегическое значение, став оплотом Московского государства на северо-восточных рубежах. При Иване III в Белозерске поставили мощную крепость, валы которой сохранились до наших дней. Стоят с 1487 года.

Еще спустя два века, между 1690 и 1696 годами, белозеры срубили в городе деревянную церковь Ильи Пророка. Более трех веков храм был одной из главных достопримечательностей города. Пока не грянула реставрация. Вот уже более десяти лет, как его разобрали по бревнышку, преследуя самые благие цели, но собрать забыли. Так и прозябает уникальный памятник – свидетельство того, что русская архитектура начиналась именно с деревянного зодчества – в разобранном состоянии.

Отметим, что церковь Ильи Пророка в Белозерске на сегодняшний день – единственная деревянная церковь, дошедшая до наших дней в исторических городах Вологодчины. Увы, мы впервые увидели ее в 2014 году уже в таком виде:

-2
-3

Но на сайте Белозерского краеведческого музея сохранилось фото:

-4

Деревянная церковь Ильи Пророка поднималась тремя ярусами от кубовидной базы (четверика) до большого купола. Еще не так давно она была хорошо видна с валов. В ее композиции применены совершенно обычные и самые распространенные решения: четверики, восьмерик, барабан и луковичная глава. Но, как отметил краевед Константин Козлов в своем путеводителе «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей», удивительно гармоничное соотношение размеров и пропорций традиционных элементов придает храму незаурядность.

Хроники утраты

  • В 1970-е годы церковь отреставрировали по проекту Б.В. Гнедовского, но через 30 лет она снова пришла в аварийное состояние. Процессу гниения способствовало поднятие грунтовых вод, вызванное в свою очередь поднятием уровня Белого озера при строительстве Волго-Балта. К тому же, в процессе той реставрации забетонировали воды святого источника, находившегося раньше в алтаре храма. Так что церковь оказалась на сыром, заболоченном участке.
  • В августе 2010 года она была полностью разобрана. Реставрационные работы начались в 2011-м по федеральной программе «Культура России». Планировалось восстановить памятник к 1150-летнему юбилею города в 2012 году, но что-то пошло не так. по условиям торгов, реставраторы, едва приступив к работе, должны были ее уже сдавать: срок по договору – 4,5 месяца. Разумеется, он был расторгнут, объявлен новый конкурс, который выиграла вологодская фирма «Наследие». Это ее информационный щит мы застали на заборе у разобранной церкви в 2014 году.
  • Получившие подряд реставраторы начали выполнять работы из другого материала (изначально церковь была срублена из сосны, подрядчик стал заменять сгнившие бревна на бревна из ели). После вмешательства научно-методического совета при Минкульте, работы были остановлены, а торги признаны недействительными. В результате разразившегося скандала в 2013 году реставрация сменилась долгими судебными разбирательствами.
  • Новая проектная документация для восстановления храма должна была быть готова к 2019 году, но снова что-то пошло не так. Позиция Минкульта (А речь идет о памятнике федерального значения!) однозначна: исходную документацию нужно корректировать, и этим должны заняться областные специалисты. А уже потом под откорректированные документы можно будет говорить о выделении федерального финансирования.

Очевидно, что церковь Ильи Пророка в Белозерске нуждается в срочном возобновлении реставрационных работ. Специалисты говорят, что, если их не начать немедленно, храм может быть утрачен навсегда.

Всероссийскую известность, если можно так выразится, храм приобрел в начале XX века, когда знаменитый фотограф и путешественник Сергей Михайлович Прокудин-Горский, совершая поездку по Русскому Северу, запечатлел ее с близкого ракурса.

Старинная деревянная церковь Ильи Пророка. Белозерск. Прокудин-Горский, 1909 год

Кадр входит в альбом «Мариинский водный путь». К сожалению, он не цветной, это всего лишь черно-белый контрольный оттиск. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1965).

Внутреннее убранство

Внутри храма бревна были ровно стесаны – так, чтобы создать поверхность для росписи. Восточную стену четверика занимал пятиярусный иконостас – пять рядов икон. В верхней части главного куба храма было устроено каркасное перекрытие в виде пирамиды, с квадратным изображением Христа на «небе». Своеобразные «небеса». Но специалисты отмечают: роспись поздняя.

Из внутреннего убранства сохранилось очень многое: практически полностью иконостас – 128 икон, написанных белозерскими мастерами. В настоящее время они находятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Некоторые из них запечатлел Прокудин-Горский.

Две иконы в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год

Этот кадр входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1070). Снимок отреставрирован Юрием Катановым.

Сюжеты на иконах: «Страсти Христовы».

Икона в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год

Кадр также входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал также хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1071). Снимок отреставрирован Сергеем Прохоровым.

Сюжет на иконе: «Поклонение волхвов».

Икона Преподобного Иоанна Печерского, Многострадального в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год

И снова – альбом «Мариинский водный путь». Прокудин-Горский формировал свой архив по географическому признаку. Оригинал также хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1072). Снимок отреставрирован Сергеем Прохоровым.

Если честно, эта икона заставила нас задуматься. Довольно странный сюжет: святой с открытой книгой и черепом. На первый взгляд кажется, что на ней изображен кто-то из евангелистов, может, Иоанн Богослов. Но нет, это изображение Преподобного Иоанна Печерского, инока Киево-Печерского монастыря, явившего пример борьбы с плотью и победу вожделениями. Почти тридцать лет он пробыл в затворе, изнуряя тело постом, бдениями и тяжкими веригами. В ночь Святой Пасхи избавился от мучившей его страсти и получил от Бога дар помогать другим в искушении. Почил о Господе не ранее 1160 года.

Внутреннее убранство храма по фотографии из Белозерского музея:

-9

Про иконы Ильинского храма известнейший художник-реставратор Александр Рыбаков пишет в своей книге «Вологодская икона»:

«Живопись всего ансамбля иконостаса датируется также девяностыми годами XVII века. Иконостас Ильинской церкви относится к числу обычных для XVII столетия пятиярусных сооружений. Авторская живопись икон находилась под частичными записями и слоем сильно потемневшей олифы. При поступлении на реставрацию иконы Ильинской церкви не имели научной атрибуции. Уточнить время и место их исполнения удалось в процессе реставрационных работ: при удалении позднейших наслоений в нижней части средника иконы из местного ряда Св. Иоанн Предтеча в пустыне, в житии обнаружилась авторская подпись «7199 го писал сей образ иконограф Михаил с братом Димитрием». По случайности одновременно в Вологодской реставрационной мастерской реставрировалась икона Сретение иконы Владимирской Богоматери, с чудесами из собрания Устюженского музея, при раскрытии на которой также выявилась авторская подпись, сообщающая, что она написана в 1690 году Белозерскими иконографами Михаилом и Димитрием. Поскольку раскрытые иконы и из других чинов иконостаса оказались стилистически единым комплексом, стало очевидно, что все они принадлежат кисти Михаила и Димитрия Белозерцев».

Надо отметить, что по нормам русского делопроизводства XVII века мастера назывались лишь по имени. Иногда добавлялось принадлежность к месту проживания. А поскольку отчество и родовое прозвище братьев-иконописцев Михаила и Димитрия неизвестны, они стали именоваться Белозерцами по их же самоопределению.

Рыбаков указывает, что Михаил и Димитрий были знакомы с работами мастеров, работавших во второй половине XVII века в Ярославле, в частности, Федора Зубова. Именно в произведениях Зубова «пустыня», в которой совершаются деяния Иоанна Предтечи, впервые приобретает вид лесистой всхолмленной местности, напоминающей родные мастеру северные леса. Что и повторили братья.

О соседней церкви Покрова Пресвятой Богородицы тоже стоящей ныне в руинах расскажем в следующей статье. Обещаем дать точные координаты. Увы, мы вынуждены прерваться и бороться за дочитывания на Дзене.

Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас