Много копий сломано о том, является ли племя меря славянским или финно-угорским. В этом вопросе до сих пор не поставлена точка.
О племени меря впервые упомянул готский историк Иордан, назвав его данником Германариха, короля готов. У готского хрониста это племя названо якобы, как "меренс". Официально эта "меренс" признана в историографии как меря. Вторым упоминанием о племени меря в исторических документах, является его упоминание в Повести Временных Лет, в которой сказано, что в 859-м году мерян, обложили данью варяги.
В дальнейшем племя меря упоминается как участник похода Олега на Смоленск, Любеч и Киев под 882-м годом, а также в походе на Царьград в 907-м году.
Как видим в указанных выше источниках нигде не сказано, что племя меря является финно-угорским.
Официальная наука считает, что меря было финно-угорским племенем и проживало оно на территории следующих областей России: Тверской, Костромской, Московской, Владимирской, Ярославской, Вологодской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской. В качестве доказательств финно-угрости этого племени, приводится вероятно следующее замечание летописца Нестора:
"... И се суть инии языцѣ, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пѣрмь, печера, ямь, литва, зимѣгола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колѣна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ".
Но тогда возникает закономерный вопрос, где сказано, что меря это финно-угорское племя? Среди этих иных языцев упомянуты и литва и земгалы, которые вообще относятся к индоевропейским народам.
В "Житии Аврамия Галицкого" племя меря упомянуто в последний раз, Протасием в 16-м веке: "человеци по дубравам некрещении, наричеми меря". Снова все тот же вопрос. Где сказано, что меря - это финно-угры? Сказано, что они не крещенные.
В рамках официальной истории считается, что славяне колонизировали эти территории и смешались с мерей и другими финно-угорскими племенами, создав великорусский народ.
Сторонники мерянской теории, как финно-угорского племени, считают, что все основные города Великороссии были заложены племенем меря: Суздаль (Суждал), Москва, произошедшая от мерянского слова "моска" - конопля, Углич, Владимир, Клещин, Ростов, Галич, Плес. Слово тарантас, таратайка, оказывается то же мерянские названия. Пуре - это мерянское слово, означающее медовуху или медовую брагу.
Только вот возникает, вопрос к этим сторонникам. Откуда у вас такие данные, если язык мерян, не сохранился, равно как и его носители?
Так что же стало на самом деле с племенем меря? Ведь все финно-угорские племена живы и здоровы и находятся на своих местах. А меря где?
В 1071-м и 1088-м года были известны восстания язычников против их христианизации. "История о Казанском царстве" упоминает черемисов, как коренных жителей Ростова, ушедших в Булгарскую землю и Орду. Сторонники финно-угрости племени меря, считают, что под черемисами в этом произведении названы меряне. Ну, вот так захотелось этим сторонникам и все. Хотя ПВЛ отличает мерю от черемисов.
Матиас Александр Кастрен, исследователь финно-угорских этносов, считал, что меря, отказавшись от монотеизма, решило уйти к "протомарийским" племенам. Вот оказывается, куда делось племя меря. Но так ли это на самом деле? Произошло это якобы в 1024-м году, когда из-за засухи, суховеев, заморозков наступил голод в Суздальском княжестве. Жрецы подняли восстание, которое было подавлено Ярославом Мудрым. После этого события, меря разделилась на три части: одни смешались со славянами, став русскими, другие ушли на южную Волгу став впоследствии марийцами, а третьи ушли в районы северней Волги, поближе к новгородским словенам, став костромской мерей. Но потом эта третья часть, почему то двинулась на восток и встретилась со своими южными "братьями" и "сестрами" и постепенно влилась в марийский народ. Так в 12-м веке образовалась Черемисия, в которой имеется две совершенно разные ветви народа. Одни светловолосые и светлоглазые, другие же смуглые и узкоглазые. История о том, как сову натягивали на глобус.
Кроме того, что Нестор отдельно указал черемисов (марийцев) и мерю, есть еще один момент, указывающий на ошибочность теории перерождения мери в марийцев. До настоящего времени не найдено ни одного даже эпизода в преданиях марийцев, который хоть как-то мог быть соотнесен с реальной историей и существованием мери. Такого не сохранилось в исторической памяти марийцев, от слова совсем.
Мнения относительно того, что в топонимике центральной России имеются, так называемые отголоски мерянского языка, являются более чем невероятными. Язык племени мерян, причем даже неизвестно, относился ли он к финно-угорскому или нет, не сохранился. Более того, не осталось даже письменных свидетельств написанных на этом мифическом языке. Отголосков в местных говорах русского языка также не обнаружено. Даже в русском фольклоре нет явных и отчетливых следов взаимодействия славян с финно-уграми, жившими якобы на этих территория до славян.
Мерян, нет ни в современной реальной жизни, ни в документах прошлого этого «народа». Нет ни одного слова мерянского народа, а вот, к примеру, на ижорском языке есть написанные русскими буквами берестяные грамоты.
Так, где же ты на самом деле, меря? Все финно-угры на месте, а тебя нет. А нет тебя потому, что ты, как и все остальные славянские племена влилась в состав русского народа.
На тех местах, где якобы проживала меря, к 5-му - 6-му-му веку находилась Дьяковская культура. Ей на смену с юго-запада, запада пришла новая культура, с какими-то провинциально-римскими чертами, как говорят археологи.
При этом культура мери, не имела преемственности с дьяковцами. Меряне расходятся с дьяковцами, как говорят в самом главном - в погребальном обряде. Меряне хоронили умерших в "домиках мертвых", а дьяковцы делали поверхностные или грунтовые захоронения.
Может ли быть Ростово-Суздальская земля правопреемницей древней Арсании, земли, где жило древнее славянское племя с архаичным диалектом, отличным от диалектов пришедших сюда позже кривичей, вятичей и словен?
По мнению исследователей, еще в 5-м веке в Волго-Клязьминском междуречье располагалось восточнославянское племя, диалект которого позже разовьется в ростово-суздальский. (Б.М.Ляпунов, Ф.П.Филин)
Археологи также отмечают, что женщины из племени меря носили браслетообразные височные кольца с незамкнутыми концами, которые характерны для славян, но ни как не для финно-угров.
Доказательством раннего нахождения славян на территории Мерянии и долгого отсутствия здесь двуязычия служит отсутствие в великорусских говорах этого региона лексических заимствований, чего нельзя сказать о Русском Севере, где такие заимствования есть.