Недавно я была в Гусе Хрустальном, где просто великолепный Музей хрусталя.
Восхищение вызывает здание, в котором находится музей. При взгляде на здание можно подумать, что это дворец-терем с богато декорированным фасадом.
Но это Георгиевский собор, построенный в конце 19-начале 20 века на средства владельца хрустального завода Ю. С. Нечева-Мальцова по проекту зодчего Л. Бенуа.
В советское время были снесены купол, колокольня и верхняя часть собора, а с 1983 года размещен Музей хрусталя.
В Музее огромный зал, его своды поднимают 10 колонн из черного мрамора.
Между колоннами когда-то висели хрустальные люстры, а сейчас осталась только одна.
Коллекция хрусталя – уникальная и крупнейшая в России. Более 12000 экспонатов. И каких! Оригинальных, прекрасных! Мастера создавали их в собственном стиле. Гусевский хрусталь – национальный бренд России.
Изделия начала 19 века переливались, как алмазные. Нанесенная на изделия резьба называется «алмазная» или «бриллиантовая» грань.
Много изделий из цветного стекла. Мастера придумали рецепты изготовления таких изделий: если добавлять кобальт, то стекло окрашивается синим; если марганец – фиолетовым.
Когда растворяли золото в «царской водке» и добавляли в хрусталь, то получалась красно-малиновая окраска – самая дорогая. При добавлении в хрусталь оксида урана получался хрусталь зеленых и желтых цветов.
Гордостью музея называют изделия в технике галле. Это составной многослойный хрусталь, более подробно лучше прочитать отдельно, а я просто покажу фото этих роскошных изделий. И стоят изделия, как нам сказали, миллионы.
Экскурсоводы в музее – замечательные, нам поведали много интересных фактов, не все запомнила, а некоторые.
Если говорить, про разнообразие форм, то меня привлекли вазочки одного цветка. Буквально, тоненькие трубочки.
В советское время было массовое производство вот так называемой «берцовой кости».
У меня возникли ассоциации в плане использования с фарфором из Голландии, там я также видела вазы, но с выемкой для отдельного цветка.
Интересным мне показалась история про рюмки «муха». Петр Первый издал указ, по которому владельцы трактиров должны были первую рюмку наливать посетителям бесплатно. Так «посетители» и ходили от кабака в кабак и напивались. А владельцы, терпя убытки, обратились к стекольщикам сделать очень маленькую рюмочку, которую назвали «муха». И фраза есть: «под мухой».
А вот другой набор из графина нежно-салатового цвета в цветочек с маленькими рюмочками. А наверху графина – не крышка, а большая штрафная рюмка.
Необычная легенда есть у изделия «Букет цветов», который выполнил мастер Р. Васильев в 1830 году. Зимой у мастера заболела маленькая дочь, в бреду она говорила о лете и цветах. Тогда отец порадовал свою дочку, изготовил изящный букет из стекла. Девочка увидели зимой «цветы» и поправилась.
Понятно, что все изделия в Музее хрусталя стоят баснословных денег, в этом можно убедиться в специализированном магазине, цены там начинаются от 1000 рублей.
Но зато, как великолепно сервирован стол с предметами из настоящего гусевского хрусталя. Торжественно и роскошно.
А так выглядит в Музее стилизованная столовая сер. 19 века. Можно любоваться роскошными хрустальными канделябрам и люстрой.
Говорят, что молодежь все чаще достает хрусталь из бабушкина серванта. И не только для торжественных случаев, винтажным хрусталем пользуются в современном обиходе.
Это новый тренд, это модно, тем более если сочетать советский хрусталь с современными элементами декора.
А вы как считаете? Пользуетесь ли вы советским хрусталем или заброшен где-то далеко на антресолях?