В Республике Алтай пришел конец государственной монополии на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.
16 февраля 2023 года Арбитражный суд Республики Алтай принял решение по делу № А02-2179/2022, в рамках которого ООО «ГЭИД» оспорило действия алтайского Министерства здравоохранения, касающиеся медицинского освидетельствования мигрантов.
Напомним, что в рамках медицинского освидетельствования иностранный гражданин должен в обязательном порядке получить справки по четырем направлениям, в том числе для подачи документов на патент для работы в России, в течение 30 дней со дня въезда.
Задел для монополии
Ранее Минздрав Республики Алтай отказался включить компанию «ГЭИД» в перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства (Перечень) на территории республики. В Министерстве и Правительстве Республики настаивали, что всю работу в части химико-токсикологических исследований полностью закрывает местная «Психиатрическая больница». Более того, в Минздраве полагали, что включению в Перечень подлежат только государственные медицинские организации.
Компании «ГЭИД» удалось оспорить действия чиновников в суде, а сам процесс обнаружил ряд характерных сложностей, с которыми могут столкнуться частные игроки рынка медицинского освидетельствования.
Например, показательно, какие доводы привели в алтайском Минздраве в ответ на заявление компании «ГЭИД», которая в сентябре 2022 года получила лицензию на право осуществления медицинской деятельности. Лицензия позволяет, в том числе, проводить медосвидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркологического или иного токсилогического).
Приведем цитату из решения суда, которая описывает позицию Минздрава РА:
«ООО „ГЭИД“, являясь частной коммерческой организацией, не будет заинтересовано в качественном медицинском обследовании иностранных граждан, а будет заинтересовано лишь в извлечении прибыли от потока мигрантов».
Предположение Минздрава намекает, что в госучреждениях, в том числе из сферы здравоохранения, о привлечении средств не думают.
И это при том, что в Республике Алтай только КУЗ «Психиатрическая больница» проводит медицинское освидетельствование мигрантов на предмет употребления ими наркотиков.
К чему это привело, красочно описывается в том же решении суда.
«В связи с включением в Перечень лишь КУЗ „Психиатрическая больница“ гражданам приходится стоять в очереди за справкой к врачу-наркологу, медицинские работники данного учреждения не могут оперативно проводить медицинское освидетельствование, не исполняют дорожную карту по „бюджетным“ амбулаторным консультациям пациентов», — сообщается в судебном акте.
Направляя миграционный поток и сопутствующие доходы в нужную кассу, Минздрав РА заботливо указал в суде на то, что организация, попавшая в заветный Перечень, находится в шаговой доступности от Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Алтай.
Такая формулировка, очевидно, ставит вопрос — о ком в первую очередь заботятся в министерстве, предпочитая сосредоточить все медуслуги в государственной больнице Горно-Алтайска и не перенаправлять мигрантов в с. Чоя, где в часе езды располагается «ГИЭД». При этом вполне возможно, что компания могла открыть представительство в Горно-Алтайске. Это лишь поспособствовало снижению нагрузки на государственную больницу.
Ценообразование
Версия чиновников о том, что «Психиатрическая больница» обеспечивает исключительное качество услуг и не заинтересована в прибыли, не выдерживает критики. Монополии способствуют не совершенствованию рынка, а росту цен.
К примеру, сейчас, согласно приказа Минздрава РА от 21 апреля 2021 года № 23, химико-токсиологическое исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и иных метаболитов стоит в «Психиатрической больнице» Горно-Алтайска 3 000 рублей. Для сравнения в соседней Кемеровской области, где в Перечень включены несколько ООО, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новокузнецкий наркологический диспансер», согласно приказу Минздрава Кузбасса от 15 марта 2022 года, проведет исследование на наличие психоактивных веществ в моче (12 групп веществ) за 1 824 рубля. В ГБУЗ Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» анализ обойдется в 1636 рублей (11 групп веществ).
При этом поиск в интернете доступной и понятной информации сам по себе представляет проблему. Так как из сложных и понятных, пожалуй, только узким специалистам формулировок, не совсем ясно, какое именно исследование по факту будет проведено мигранту, каким методом и сколько веществ будет искать специалист. А цена, понятное дело, может сильно отличаться, что открывает возможности для наживы.
Частный сектор в Кемерово, например ООО «Медпроф» предлагает иностранцу комплекс всех необходимых медицинских услуг за 3 500 руб., что сопоставимо с ценником на одну услугу из четырех в горно-алтайской "Психиатрической больнице".
В этой связи показателен в судебном решении следующий пассаж:
«При этом доходы, получаемые от медицинского освидетельствования иностранных граждан, являются основным источником доходов КУЗ РА «Психиатрическая больница».
Согласно данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, в 2019 г. в бюджет больницы поступило более 87,1 млн рублей, в 2020 г. — 100,3 млн рублей, а в 2021 году — 109,5 млн рублей привлеченных средств. В Перечень учреждение включено Правительством РА в 2014 году.
Также для общего понимания картины по данным МВД России на миграционный учет по Республике Алтай в 2019 году встали почти 13 000 человек, в 2021 году — 8 000, в 2022 году — более 20 000.
Таким образом, «Психиатрическая больница» прекрасно научились зарабатывать на миграционных услугах, и конкуренция в данной сфере ее интересам не отвечает.
Несите ваши денежки
При этом в недавнем прошлом в Республике Алтай прогремело немало скандалов, связанных с коррупцией, как в государственных больницах, в том числе в «Психиатрической больнице», так и в областном Минздраве.
К примеру, 11 февраля 2020 года Горно-Алтайский городской суд вынес приговор по делу № 1-3/2020 в отношении предыдущего главного врача «Психиатрической больницы» Ирины Санашевой. Санашеву признали виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ «Присвоение и растрата» и назначили наказание в виде штрафа в доход государства в размере 250 000 рублей.
14 марта 2023 года, согласно сообщению СУ Следственного комитета РФ по РА на три с половиной года лишения свободы был осужден бывший министр здравоохранения РА Павел Решетов. Горно-Алтайский городской суд признал Решетова виновным в совершении должностного преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Приговор обжалуется. Взятку Решетов получал, по версии следствия, будучи директором бюджетного учреждения РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Так или иначе, но после того, как Арбитражный суд Республики Алтай обязал включить ООО «ГЭИД» в Перечень, чиновничьей идиллии в отдельном взятом регионе, похоже, наступает конец.
Суд, в частности, указал, что доводы правительства РА об отсутствии у ООО «ГЭИД» возможности проведения II этапа медицинского освидетельствования мигрантов опровергаются материалами дела.
Кроме того, суд пояснил, что даже если у организации нет возможности самостоятельно проводить лабораторные исследования по выявлению в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, то это вовсе не мешает заключить договоры с третьими лицами, располагающими соответствующими лабораториями.
Благодаря такому подходу может быть решена проблема разгрузки государственных учреждений. Кроме того, это в определенной мере позволит более равномерно распределять нагрузку, как на лаборатории, так и в целом на организации, проводящие медицинские освидетельствования.
Скажем больше, суд указал на несостоятельность довывод Министерства здравоохранения РА о том, что в частных организациях якобы не исключается фальсификация медицинских заключений. Чтобы этого не происходило у государственных структур, в данном случае у региональных министерств здравоохранения, имеются полномочия осуществлять контроль и надзор. Эти функции, в частности, определены ст. 85, 89 и 90 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 787н.
Ну а если факты фальсификаций имели или будут иметь место в деятельности хоть частных, хоть государственных организаций, то это уже предмет уголовного преследования со стороны соответствующих органов.
Соответственно, суд обязал Минздав РА, разработать и направить в правительство РА соответствующие изменения в Перечень, и включить в него данную компанию.