Найти тему

Ил-2: Пять интересных фактов о легендарном штурмовике

Оглавление

Добрый день! Сегодня расскажу вам пять интересных фактов о штурмовике Ил-2. Самолете, который внес огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне и стал настоящей легендой.

Ил-2 в небе над Берлином
Ил-2 в небе над Берлином

Факт № 1. Ил-2 является самым массовым боевым самолетом в истории

За время серийного производства было выпущено более 36 тысяч самолетов Ил-2 разных модификаций, благодаря чему штурмовик стал самым массовым боевым самолетом в истории. Учитывая стоимость и трудоемкость в производстве современных машин, этот рекорд уже вряд ли будет когда-то побит.

Такая массовость обусловлена не только постоянной потребностью фронта в машинах, способных непосредственно поддерживать наземные войска, но и технологичностью конструкции. Благодаря последней самолеты могли собираться не самыми квалифицированными рабочими и прощали многие огрехи при производстве.

Производство Ил-2 на заводе в Куйбышеве (Самаре) в 1942 году
Производство Ил-2 на заводе в Куйбышеве (Самаре) в 1942 году

Кстати, в тройку наиболее массовых боевых самолетов всех времен входят ещё два символа Второй Мировой: на втором месте немецкий Messerschmitt Bf.109 (около 35 000, включая чехословацкие и испанские варианты), а на третьем – британский Supermarine Spitfire, выпущенный серией, превышающей 22 000 экземпляров.

Факт №2. Ил-2 изначально планировался в качестве двухместного самолета

Ил-2 пошел в серийное производство в одноместном варианте. Начавшаяся в скором война показала серьезные недостатки такого решения: самолету, который действовал на низких высотах и подчас совсем без истребительного прикрытия, требовался второй член экипажа, который мог бы огнем из пулемета мешать истребителям спокойно атаковать сзади.

Опытный Ил-2 (тогда ещё БШ-2) в двухместном варианте
Опытный Ил-2 (тогда ещё БШ-2) в двухместном варианте

Сделать самолет одноместным решил главный конструктор Сергей Ильюшин. И решение это было вынужденным: двухместный БШ-2 (прототип Ил-2) не смог пройти испытания, он не удовлетворял военных по скорость, дальности полёта и продольной устойчивости. Решить часть проблем могла установка нового мотора АМ-38, но только ей обойтись не получалось: нужно было снижать массу.

Серийный Ил-2 в одиночном варианте
Серийный Ил-2 в одиночном варианте

В итоге в начале 1941 года в серию пошёл самолет в одноместном варианте. Он показал более высокие летно-технические характеристики по сравнению с двухместным прототипом.

Но в дальнейшем всё равно пришлось изменять конструкцию самолета и возвращать стрелка, что позволило снизить потери от огня истребителей примерно на 20%. Да и психологически летчику было проще, когда он знал, что не один и позади есть товарищ, который может предупредить об опасности и постараться отогнать вражеский самолёт.

Интересно, что до начала производства заводских двухместных Ил-2, штурмовики массового дорабатывались на месте силами технических специалистов авиационных частей.

Факт №3. Ил-2 мог выглядеть совсем по-другому из-за мотора М-82

В июле 1941 года Сергей Ильюшин предложил создать модификацию штурмовика с мотором воздушного охлаждения М-82. По сравнению с жидкостным АМ-38, который уже серийно ставился на Ил-2, новый агрегат обладал большей живучестью, но самое главное – на тот момент мотор не ставился серийно ни на один самолет, но уже выпускался, а значит, что можно было сделать больше самолетов и обезопаситься на случай проблем с выпуском АМ-38. Дело в том, что тогда из-за быстрого продвижения противника существовал риск для заводов, производивших АМ-38. Они находились в Москве и подвергались бомбардировкам. М-82 же выпускался в Перми, то есть глубоко в тылу.

Ил-2 с мотором М-82 решили сделать сразу двухместным. Стрелка посадили в застекленную кабину с разнесенной бронезащитой, в качестве его вооружения предполагался тяжелый пулемет УБТ.

Государственные испытания удалось провести только весной 1942 года. Преимуществ по характеристикам по сравнению с машиной с мотором АМ-38 новая модификация не продемонстрировала. При этом комиссия все же рекомендовала начать серийное производство.

Однако до него не дошло. Моторы М-82 начали в то же время устанавливать на модернизированный ЛаГГ-3. Получившийся Ла-5 показал хорошие характеристики и был очень нужен фронту. В то же время проблем с выпуском мотора АМ-38 не было, поэтому всё оставили как есть.

Факт №4. У Ил-2 был серьезный конкурент, которому не повезло с мотором

Под руководством ещё одного выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого был создан штурмовик Су-6. В 1942 году он прошел государственные испытания, которые показали, что по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности новый самолет превосходил Ил-2 с мотором АМ-38М. Кроме того, Су-6 обладал и более совершенным бронированием.

Получилась отличная машина, которой в итоге очень не повезло. Мотор воздушного охлаждения М-71Ф, под который строился самолет, не получилось поставить в серийное производство в условиях войны. Когда стало ясно, что нужно менять двигатель, выбор пал на жидкостной АМ-42. К тому моменту, как в 1944 году Су-6 с новым двигателем прошел испытания, готовился к серии Ил-10, представлявший глубокую модернизацию Ил-2. У самолёта Сухого серьезных преимуществ перед ним уже не было, да и осваивать в производстве самолёт Ильюшина было проще, поэтому в серию Су-6 так и не пошел.

Факт №5. Ил-2 пытались сделать истребителем бомбардировщиков

В мае 1943 года по опыту Сталинградской битвы, в ходе которой Ил-2 хорошо проявили себя в борьбе с бомбардировщиками и транспортными самолетами противника, было принято решение построить истребительную модификацию штурмовика, которая как раз специализировалась бы на борьбе с вышеуказанными целями.

Самолёт представили на испытания уже в июле. Он был одноместным, переделанным из серийного двухместного штурмовика. С него сняли пулеметы ШКАС, узлы крепления балок для пуска реактивных снарядов, все оборудование для сброса бомб из внутреннего бомбоотсека. Сам бомбоотсек тоже заделали. Таким образом, из вооружения остались только две 23-мм пушки ВЯ. Также на наружные замки можно было подвесить две бомбы массой 250 кг.

Ил-2И
Ил-2И

За счёт снижения веса на 760 кг удалось повысить летные данные по сравнению с двухместным Ил-2: максимальная скорость у земли выросла на 6 км/ч (401 км/ч вместо 395 км/ч), на границе высотности – на 10 км/ч, потолок вырос аж на 1200 метров (6500 м вместо 5300 м), а длина разбега сократилась на 115 метров (275 м вместо 390 м).

Несмотря на улучшение характеристик, государственная комиссия пришла к выводу, что самолет почти полностью утратил возможность эффективной работы по земле, а в воздухе способен бороться только с отдельными типами самолетов, такими, как Не-111, Fw-200, Ju-87 и Ju-52. При встрече же с истребителями у Ил-2И шансов на успех практически не было. "Вести активную борьбу с истребителями противника самолет Ил-2И не может..." – так звучат вердикт государственной комиссии по итогам испытаний.

В результате от идеи отказались.

На этом на сегодня всё. Ставьте пальцы вверх и обязательно подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы. Также, если вы заглянули ко мне впервые, рекомендую почитать и другие статьи – не пожалеете.

И до скорых встреч!