Найти тему
Наблюдатель

Атлас новых профессий. Что это такое?

Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

Дмитрий Николаевич Песков, предсказавший в 2013 году, что знания и навыки будут передавать не родившемуся плоду к 2020 году, не дремлет. Порадовал новыми своими мечтами о нашем будущем. Он с коллегами составил атлас новых профессий. Объём документа 472 страницы. Интересно, а кто оплачивает сей банкет? Государство или «золотые» и «серебряные» партнёры, упомянутые в начале книги?

Атлас: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf

Рассмотрим выдумки фантазёров на государственном окладе и немаленьком. Уверен, что это предсказания того же уровня, что и про обучение плода в чреве матери. Давайте разберёмся, к чему это приложимо и приложимо ли вообще. Рассмотрим для примера раздел «Образование». Он в книге последний. Не по алфавиту — неужели по значению образования в жизни людей и государства российского?

Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

Со страницы 4 нам улыбается главный фантазёр в российском образовании, один из авторов знаменитого труда «БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА» (2013). Там было многое предсказано, а его объёмная первая версия содержала список литературы на 11 страниц, состоящий большей частью из работ иностранных авторов. Так что этот «бессмертный» труд и не работа Д. Н. Пескова со товарищи, а переложение пожеланий по трансформации нашего образования наших бывших «уважаемых партнёров», а ныне открытых врагов. Ну а ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА в названии документа говорит о многом.

На той же стр. 4 предсказатель заявляет на всякий случай: «Вряд ли хотя бы один прогноз Атласа сбудется ровно на сто процентов. И это хорошо! Задача родителей и детей, совместно планирующих сегодня будущее, не угадать нужную профессию, а осознать, что будущее слишком переменчиво для точных предсказаний. Быть готовым к неизвестности — более сложная задача. Для этого нужны не только знания и навыки, но и устойчивость к стрессу, позитивное восприятие, способность рефлексировать и принимать риск».

Так что там с новыми профессиями в образовании (стр. 441-455), занимающем почётное последнее место в толстой книге? После всех, всех, всех… профессий. Символично, однако. Вот полный список с описанием задач каждого "профессионала". Наивность фантазёров зашкаливает, поэтому ничего не пропускаем.

1. Разработчик образовательных траекторий. Профессионал, который создает маршрут обучения новых специалистов. Маршрут состоит из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями (в том числе доступных онлайн), а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др. На их основе разрабатывается образовательная траектория. Причём при её построении учитывается психотип, способности и цели учащегося.

2. Карьерный стратег. Специалист, который информирует учащихся и педагогов о запросах работодателей, помогает cформулировать профессиональные цели (как краткосрочные, так и долгосрочные) и построить образовательную и карьерную траекторию, которая приведет к их достижению.

3. Организатор проектного обучения. Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а теоретический материал лишь дает информацию для того, чтобы справиться с проектом.

4. Тьютор. Педагог, который сопровождает индивидуальное развитие учеников в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу. Он отвечает на вопросы, разрабатывает индивидуальные задания, рекомендует траекторию карьерного развития и т.д.

То есть тьютор ещё и немного карьерный стратег?

5. Игромастер. Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов. Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала 2000-х, а в последние годы геймификация (применение игровых механик в неигровых процессах) стала заметным трендом. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.

6. Модератор. Специалист, который организует групповые обсуждения или коллективные творческие проекты. Его задача—наладить коммуникацию между участниками и выстроить процесс так, чтобы получить максимальный эффект. Может работать и офлайн, и на онлайн-площадках. Модераторы активно используются и в российском образовании, например, большая часть образовательных программ Московской школы управления СКОЛКОВО проходит с участием модераторов.

7. Распаковщик/упаковщик образовательного контента. Специалист, который разбивает учебные материалы на минимальные блоки знаний для того, чтобы уже из них собирать учебные курсы и программы, подходящие под конкретные задачи. Этот специалист также решает обратную задачу: выстраивает «деревья» из связанных между собой знаний, навыков и компетенций.

Распаковщик/упаковщик образовательного контента имеет квалификацию автора учебника и разработчика программ обучения?

8. Координатор образовательной онлайн-платформы. Специалист внутри образовательного учреждения или на независимом образовательном проекте. Он помогает преподавателям готовить онлайнкурсы по конкретным предметам или дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции. Например, в МФТИ существует лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera.

9. Тренер коллективных компетенций. Коуч, специализирующийся на развитии навыков для продуктивной работы в группе: эмоционального интеллекта, выстраивания границ, ассертивности, ненасильственной коммуникации, эффективного распределения ролей и задач внутри группы и т. д.

10. Архитектор образовательных экосистем. Профессионал, который управляет открытыми сообществами различных поставщиков образования и помогает им скоординировать работу образовательных учреждений так, чтобы она максимально отвечала актуальным запросам учеников.

Вопрос: фантазёры уверены, что в образовании надо максимально отвечать актуальным запросам учеников?

11. Модернизатор учебных учреждений. Специалист, который превращает школы и вузы в образовательные хабы, предоставляющие возможности для обучения в разных форматах, стилях и разной продолжительности. Образование становится менее стандартизированным и более вариативным, поэтому задача образовательных заведений будущего — искать разные способы обучать людей в зависимости от желаемого конечного результата.

12. Валидатор знаний. Профессионал, разрабатывающий новые системы оценки знаний и умений, позволяющие оценивать способности ученика по широкому ряду параметров (включая независимость мышления, адаптивность, коммуникативные способности и т.д.) и давать развивающую обратную связь. В идеале такие системы должны отражать все многообразие активностей и компетенций.

13. Специалист по образу будущего для ребенка. Cпециалист по формированию возможного образа будущей жизни ребенка и траектории его развития. Образ основывается на желании родителей, а также способностях и представлениях самого ребенка. Эксперт будет подбирать образовательные программы (творческие, спортивные и др.), развивающие игры и компьютерные программы, помогающие ребенку осваивать необходимые навыки.

14. Ментор стартапов. Профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов. Он курирует команды новых стартапов, обучает их ведению предпринимательской деятельности на примере собственных проектов. Сейчас менторские программы существуют не только в бизнес-инкубаторах и акселераторах, но и при крупных вузах, причем в последних сочетается функционал бизнес-менторства и более традиционного наставничества: успешные выпускники дают советы студентам по поводу первых шагов в карьере, будь то свой бизнес или работа в крупной компании. Например, такие программы есть у МГУ, Высшей школы экономики и Российской экономической школы.

15. Экопроповедник. Специалист, который разрабатывает и проводит образовательные программы, посвященные более экологичному образу жизни (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологически осознанный образ жизни и др.), и программы по более экологичным практикам для производственных предприятий.

16. Игропедагог. Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России уже существуют развитые традиции игропедагогики в школах. Проникновение игр в школы в основном ограничено нормативно-правовой базой.

В списке новых профессий нет профессии учителя, она же не новая, но интересно, что игропедагог в школах будет замещать традиционного учителя.

Мы не удовлетворены полнотой списка. А где тот специалист, который с 2020 года будет передавать знания и навыки плоду во чреве матери? Новых профессий в образовании аж 16! А куда пропали некоторые экзотические профессии, которые должны были появиться после 2020 г. Не будет ли нам плохо от их отсутствия в атласе? Раньше профессий было 11, теперь 16, но некоторые уже не реализовались, как было запланировано после 2020 года?

17. Разработчик инструментов обучения состояниям сознания. Cоздает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.). Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности. Существуют и приборы биологической обратной связи, разработанные специально для осознанных сновидений.

18. Тренер по майнд-фитнесу. Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.

Бросается в глаза узость задач каждого нового «профессионала». Ну что будет делать в реальности специалист по формированию возможного образа будущей жизни ребенка и траектории его развития?

А кто, простите, будет отвечать за результаты обучения и развития детей, их воспитание? Учителя будут совсем замещены тьюторами, игропедагогами, стратегами, модераторами, коучами, и прочими экопроповедниками? Если всё же за результаты обучения и воспитания будет отвечать учитель, то не будут ли ему мешать представители новых профессий, которым назначен какой-то узкий фронт работы? А кто будет решать, они выполнили свою работу и как? Что они предъявят в качестве результата своего неустанного труда на ниве образования? Как бы не получилось по старой поговорке «У семи нянек дитя без глазу»?

Молчит атлас, не даёт ответа. Не поясняет, имеет ли сей труд какое-то отношение к реальной школе. Но главный мечтатель при деле. У него ещё столько мЕчт! Он ещё столько дров наломает, если его вовремя не остановят. А пора бы спустить его с небес на землю. Ведь ситуация изменилась. Мы не идём строем вслед за глобалистами, за изобретателями игрового обучения и прочими «высокими» профессионалами. Одно пугает — его близкое расположение к главе государства и влияние его сумасбродных идей, упакованных так же красиво, как новые профессии в Атлас профессий. Новые профессии умрут, так и не родившись, как профессии 17 и 18. Атлас не имеет никакой ценности для образования.

Предыдущая версия Атласа в части образования: https://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/

Если честно, то и остальные профессии тоже не реализуются. Они от лукавого, от желания и дальше на деньги государственного бюджета или спонсоров, мутить воду в образовании на мотив указаний наших бывших «уважаемых партнёров». Вы оценили «англицизмы» в тексте Атласа. Это отпечатки пальцев заказчиков уничтожения нашего образования. А Д. Н. Песков — их главный представитель в нашей стране.

Так что такое этот атлас новых профессий применительно к образованию? Это набор фантазий на тему изменчивого мира. Фантазёры даже не позаботились сказать, где будут учить на эти профессии. Не выяснили, имеют ли их фантазии хоть какую-то реальную почву под ногами, кто в этих профессиях нуждается и нуждается ли вообще? Будет ли нуждаться? Это просто фантазии на заданную тему, поддержанные «золотыми» и «серебряными» партнёрами проекта. Задайте себе вопрос: по какой из перечисленных профессий мы хотели бы учить своих детей, внуков? Уверен, не найдёте ни одной в этом списке.

А фантазёр мечтает. Ему мечтать не вредно, а его фантазии для страны исключительно вредны, так как отвлекают от решения насущных проблем образования.