Найти тему

Гойя. Тёмные времена.

В 1807 году французские войска вторглись в Испанию и через год вошли в Мадрид .Франциско Гойе на тот момент было 62 года. С приходом французов он попал в двойственную ситуацию: с одной стороны он ждал от французов необходимых либеральных реформ,с другой - испытывал национальное унижение.

«Восстание 2 мая 1808 года»
«Восстание 2 мая 1808 года»

Второго мая в Мадриде вспыхнул мятеж. Французский солдат был сброшен с коня и его едва не линчевали. Реакция Мюрата ( маршала Франции ) была незамедлительной: «Пролилась французская кровь! Требуется месть». Каждый вооруженный испанец (в Испании практически все мужчины носили нож) должен быть расстрелян. Более четырехсот обычных граждан были схвачены на мадридском рынке и к утру 3 мая они были казнены. Эта бойня послужила толчком к борьбе за освобождение страны.

«Расстрел 3 мая 1808 года»
«Расстрел 3 мая 1808 года»

Гойя, по тем временам уже старик, остался в стороне, и какие события он видел своими глазами неизвестно. В октябре он уехал в Сарагосу, где он вырос и которая только что выдержала французскую осаду. Гойе запечатлел героическую оборону Сарагосы. Он сделал офорт «Какое мужество!», изобразив подвиг Агостины Арагонской. После того ,как все канониры были убиты, она подошла к орудию и дала залп, который отогнал французов от городских стен. Гойя не изобразил ни врагов, ни город. Мы видим только пушку и гордую женщину на груде мертвых тел.

«Какое мужество!»
«Какое мужество!»

В декабре Гойя вернулся в Мадрид. Королем Испании Наполеон назначил своего брата Жозефа Бонапарта, и все придворные , в том числе и Гойя, должны были присягнуть ему. В 1810 году художник пишет портрет короля Жозефа. Он продолжает зарабатывать на жизнь портретами влиятельных испанцев и некоторых французов. Но главной темой его творчества того периода становится война, которую вели испанские партизаны против наполеоновских оккупантов. Такого накала жестокости ненависти военная история Европы не испытывала давно. Альбом Гойи переполнен зарисовками костей,сцен насилия и пыток. Из этих зарисовок он сделает 82 гравюры и назовет эту серию «Бедствия войны». В ней нет определенных политических симпатий. Гойя не спешит отстаивать идеалы французов или прославлять героическую борьбу собственного народа. Для предшествующих периодов истории искусства это было немыслимо. Изображения битв всегда создавались во славу победителя. Офорт «Какое мужество!» пожалуй, единственный, в котором отразилась тема героического подвига. В остальных офортах нет ни победителей, ни героев. Гойя показывает лишь одно: на что способен остервенивший от крови и хаоса войны человек.

«Кладбищенская телега»
«Кладбищенская телега»

Каждому из своих офортов Гойя дал емкое название . Один из первых офортов назван «Неизвестно зачем», офорт с повешенным -« Тоже неизвестно». Зрелище смерти и кровавые расправы показаны на этих работах в упор. На одном офорте ,названным «Это еще хуже»,обнаженный мужской торс с отрубленными руками посажен на выпирающи сук обрубленного дерева. На другом офорте ,под названием «Возможно ли больше?»,двое убийц в военной форме кастрируют свою жертву. Вперемежку с композициями на тему войны и насилия есть и сцены из жизни простых людей, а также сатирические , например офорт «Канат может порваться». На нем изображен Папа римский ,который пляшет на канате над головами толпы. Надежда на то,что канат порвется ,видимо не оправдается.

«Канат может порваться»
«Канат может порваться»

В 1813 году крах Наполеона Бонапарта неминуем. Жозеф Бонапарт покидает Мадрид, и на трон садится Фердинанд VII, сын Марии Луизы и Карлоса IV. Он сразу же стал восстанавливать абсолютную монархию, возродил инквизицию, освободил церковь от налогов, вернул все ее старые владения а также стал инициатором политических репрессий. В Испании был создан «Особый комитет», который «занимался поимкой тех ,чьи убеждения ему покажутся подозрительными. Количество невинных жертв, брошенных в тюрьмы вместе с разбойниками и убийцами, неисчислимо, среди них очень много людей поистине выдающихся, проявивших себя на службе и одаренных талантами. Этот возмутительный деспотизм усугубляется еще и тем, что насаждают его фанатичные, алчные и мстительные святоши, лишенные всякого дарования, равно как и всех моральных принципов. Финансовые дела безнадежно запущены»- так описывал происходящее прусский посол в Испании.

В страхе перед репрессиями многих покидают страну: эмигрирует более 50 000 испанцев. Но Гойя, хотя он и был в глазах короля Фердинанда предателем, остается. Он пишет письмо новому монарху: «Я испытываю страстное желание с помощью кисти увековечить достопамятные события нашего славного восстания против европейского тирана».Фердинанд заказывает ему две картины : «Восстание 2 мая 1808 года» и «Расстрел 3 мая 1808 года». Причины,толкнувшие Гойю написать эти картины ,прозаичны: художник пытался улучшить свою репутацию в глазах Фердинанда VII ,по сути нового тирана, хотел получить содержание и упрочить свое положение в Мадриде. Определенная доля практицизма всегда была свойственна Гойе. Фердинанд назначил ему жалованье, но памятные картины убрал с глаз долой в специальное хранилище.Его Величество не собирался выставлять картины,возвеличивающие подвиг народа ,напоказ.

В 1814 году по собственной инициативе Гойя пишет шесть портретов Фердинанда.

«Потртрет Фердинанда VII”
«Потртрет Фердинанда VII”

Освободительная война против французов переросла в гражданскую. Настало время восстаний и подавлений. С одной стороны были приверженцы конституции, которая гарантировала гражданам большие права и ограничивала власть монаршего трона и Святого престола,с другой - король Фердинанд в союзе с церковью .В стране непрерывно орудовали многочисленные банды. Чувство безысходности и страха становилось всеобщим.

-7

«Гойя» Роз-Мари и Райнер Хаген, TASCHEN/АРТ-РОДНИК ,2003г.