В 1860-70 гг. в селах и деревнях северной части Нижегородской губернии, на живописных берегах впадающей в Волгу реки Узолы, зародилось чудесное искусство росписи и резьбы по дереву. Содержание этого искусства, как, впрочем, любого народного, было неслучайным. Со второй половины XVII века труднодоступные места Заволжья стали заселять староверы. На землях, плохо пригодных для земледелия, их основным занятием стал ремесленный труд. А люди это были в большом числе грамотные, толковые, ценящие свои традиции и культуру, что послужило предпосылкой для создания разнообразных художественных промыслов. В лесных заволжских скитах и нагорных селениях писали и «чинили» иконы, занимались перепиской старинных книг, украшали их лицевыми миниатюрами. Особенно широкое развитие получило ткачество, различные виды вышивки, а главное – резьба и роспись по дереву. Торговля произведениями народных мастеров приносила хороших доход как на знаменитой Нижегородской ярмарке, куда вела надежная речная артерия, так и в местных населенных центрах. Одним из крупнейших был Городец – город, основанный во второй половине XII века на восточной окраине Владимиро-Суздальской земли.
Все началось с изготовления прялок и их деталей, одна из которых называется донце – плоская доска, на которой сидит пряха. В нерабочем состоянии донце можно (и нужно) повесить на стену, поэтому оно, разумеется, должно было быть нарядным. Кроме того, прялка была обязательной частью приданого, которую дарил невесте отец или старший брат, - как тут было не позаботиться о качестве и красоте? Да еще в такой деревенской среде, где не редкостью были двухэтажные дома с мезонинами, а в их обстановке присутствовали предметы вполне себе городского быта – такие, как стулья, зеркала в рамах, настенные и напольные часы и даже портреты!
О развитии техник и сюжетов уникального народного промысла расскажет книга «Городец: наследие мастеров. Роспись и рисунки на бумаге». Издание посвящено крупнейшей по объему и редкой по составу коллекции, хранящейся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. За время существования городецкой росписи она прошла много стадий, полностью утратив первоначальное «прялочное» предназначение – кто будет прясть ночи напролет, имея огромный выбор доступной фабричной мануфактуры всех цветов и рисунков! Но искусство не умерло, а в послереволюционный период даже получило профессиональную помощь и государственную поддержку. Пусть иногда союз народной традиции и запросов новой идеологии для кого-то выглядит забавно или простовато. Пусть материалом стало служить не только дерево, но и бумага – вы только посмотрите, сколько в этом открылось изобразительных возможностей! А еще сохранилась память о трудах и талантах самобытных представителей народной школы с их душевной глубиной и искренним стремлением сделать жизнь лучше для всех.
Толстухина Н.В. Городец: наследие мастеров. Роспись и рисунки на бумаге. – Москва: «Бослен», 2022, - 224 с., илл.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.