Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Давайте обсудим: Depeche Mode – «Memento Mori»

От автора: этот материал выпущен через 9 дней после официального релиза нового альбома Depeche Mode. Мнение может меняться радикально спустя годы. Нам пришлось ждать долго. Шесть лет казались вечностью. И всё-таки 15-й студийник Depeche Mode вышел. Вы попали в Romanist Music Blog. На канал, где карьера одной из лучших групп всех времён разобрана по всем возможным составляющим. И теперь я безумно рад тому, что мы с вами можем поговорить о новом альбоме. Давайте попробуем выразить мнение по долгожданному релизу честно и непредвзято. Начнём с предыстории. Ну насчёт шести лет ожидания нового релиза я всё же преувеличил. На самом деле мы ждали шесть лет и одну неделю. Выход альбома «Spirit» в 2017 году был вполне обыденным. Группа вновь выпустила пластинку с перерывом в четыре года после предыдущей (баланс, выдержанный аж с 1997-го), а затем поехала в длинный тур по земному шару, дав целых 130 концертов в рамках «Global Spirit Tour». Мнения как по «Spirit», так и по туру в его поддержку,

От автора: этот материал выпущен через 9 дней после официального релиза нового альбома Depeche Mode. Мнение может меняться радикально спустя годы.

Нам пришлось ждать долго. Шесть лет казались вечностью. И всё-таки 15-й студийник Depeche Mode вышел.

Вы попали в Romanist Music Blog. На канал, где карьера одной из лучших групп всех времён разобрана по всем возможным составляющим. И теперь я безумно рад тому, что мы с вами можем поговорить о новом альбоме. Давайте попробуем выразить мнение по долгожданному релизу честно и непредвзято.

Дэйв Гаан и Мартин Гор. Октябрь 2022 года.
Дэйв Гаан и Мартин Гор. Октябрь 2022 года.

Начнём с предыстории. Ну насчёт шести лет ожидания нового релиза я всё же преувеличил. На самом деле мы ждали шесть лет и одну неделю.

Выход альбома «Spirit» в 2017 году был вполне обыденным. Группа вновь выпустила пластинку с перерывом в четыре года после предыдущей (баланс, выдержанный аж с 1997-го), а затем поехала в длинный тур по земному шару, дав целых 130 концертов в рамках «Global Spirit Tour». Мнения как по «Spirit», так и по туру в его поддержку, преимущественно уходили в негатив. Depeche Mode было нечего нового сказать своими песнями, а годовое турне должно было сократиться, чтобы к концу не выглядеть откровенно утомительным.

Не зря же с самого последнего шоу 25 июля 2018 года пошли разговоры о максимально продолжительном отпуске Дэйва, Мартина, Энди и их гастрольной группы.

Следующие два года и вправду были очень тихими. За это время самым значительным событием, произошедшим с Depeche Mode, было включение в Зал славы рок-н-ролла. Звучит здорово, но всякие надежды поклонников на живое разовое воссоединение трио с давно покинувшими группу Аланом Уайлдером и Винсом Кларком разрушила пандемия. Пришлось довольствоваться онлайн-общением основной троицы. Как потом выяснится, последним на публике.

Некоторое оживление случилось годом позже, когда сначала Мартин выдал мини-альбом «The Third Chimpanzee», а в конце 2021-го Дэйв представил публике очередной проект в составе дуэта с Soulsavers. «Imposter» был кавер-релизом и с точки зрения конечного результата, само собой, оказался интереснее сольных экспериментов Гора.

О будущем Depeche Mode основатели группы если и говорили, то очень неохотно. Признаюсь, в какой-то момент я даже подумал, что мужчины тихо распустят группу и уйдут на пенсию.

Это моё мнение укрепилось ещё сильнее, когда 26 мая 2022 года неожиданно умер Флетч. Да, влияние Энди на запись альбомов Depeche Mode ограничивалось только бухгалтерскими заморочками, но всё-таки он известен нам, как своеобразный «огнетушитель». Человек, умевший сдерживать споры между Гааном и Гором. И теперь, когда этого сдерживателя больше нет, то каким образом два таких разных человека собираются продолжать играть вместе.

Что ж, Мартин и Дэйв действительно удивили многих.

Обложка альбома «Memento Mori».
Обложка альбома «Memento Mori».

Альбом «Memento Mori» вышел 24 марта 2023 года. Его выходу предшествовала пресс-конференция оставшихся участников коллектива в Берлине в октябре 2022-го. Затем ещё несколько месяцев ожидания, прежде чем группа представила лид-сингл альбома. И вот он, альбом.

Нам обещали мрачную и во многом ретроспективную запись. Depeche Mode не обманули поклонников. Незримое чувство того, что теперь уже дуэт точно готовится прощаться со слушателями, посещает при прослушивании неоднократно.

Если вы читаете меня давно, то знаете: из всех поздних альбомов Depeche Mode мне по-настоящему не нравится только «Spirit». Вымученный, грузный, с не самыми хорошими текстами. Да ещё и с худшим (не считая войны громкости на «Playing the Angel» и поиском своего стиля на ранних стадиях) продюсированием за всю историю группы. Так что увидев то, что продюсером нового альбома стал всё тот же Джеймс Форд, можно было предположить, что скучные демки Мартина Гора снова займут весь хронометраж диска.

Спойлер: далеко не всё так однозначно.

Перед началом разбора песен важное примечание: альбом «Memento Mori» недоступен для прослушивания в России в связи с уходом лейбла Sony Music. По этой причине советую вам включать VPN, чтобы переходить за альбомом на Youtube или пользоваться зарубежными стриминговыми платформами. Спасибо.

«Memento Mori» начинается соответствующе общему настроению. «My Cosmos Is Mine» – гораздо более тягучая открывашка, нежели «Going Backwards» или «Welcome to My World», подчёркивающая стремление Depeche Mode уйти от слишком хитового звучания. Кроме того, она показывает очевидное: альбом будет с уклоном в электронику. То есть ближе к Мартиновским идеям.

Далее: «Wagging Tongue». Песня, написанная совместно Дэйвом и Мартином. И один из главных претендентов на звание следующего сингла в качестве раскрутки. Даже при том, что в ней нет конкретного припева.

You won't do well to darken me
With your secrets and your lies
With your piercing code of silence
Relax, enjoy the ride

«Memento Mori» доверху наполнен отсылками как к старым песням Depeche Mode, так и к другим музыкантам. Плюс это или минус – я так до конца и не определился.

Третья песня хорошо всем знакома. Это «Ghosts Again», первый сингл альбома и его главный хит. Вернее она была стала таковым, да только Depeche Mode давненько перестали штурмовать хит-парады.

О ней мы уже достаточно пока поговорили. Предлагаю просто наслаждаться.

Только хотелось бы отметить, что «Ghosts Again», а также ещё три композиции – плоды неожиданного сотрудничества Мартина Гора с Ричардом Батлером, лидером группы The Psychedelic Furs, о которой хорошо наслышаны поклонники новой волны.

Батлер, вероятно, был так вдохновлён реюнионом после долгой паузы своей основной группы, что решился написать Гору и представить ему свои песни. Вот так Ричард помог Depeche Mode, даже не собираясь при этом как-то претендовать на нечто большее, кроме соавторства. Здорово.

О The Psychedelic Furs надо поговорить однажды. Интересная команда.

Далее: «Don't Say You Love Me».

You'll be the killer
I'll be the corpse
You'll be the laughter
And I'll be the punchline, of course

Классический номер, легко представляемый в треклисте «Delta Machine». Ты будешь убийцей, я буду трупом. Ты будешь сетапом, а я буду панчлайном. От последней строчки я прям в смех ушёл, когда впервые услышал. Наверное, моя любимая на альбоме. И, поскольку мне в целом нравится стиль «Delta Machine», «Don't Say You Love Me» одобряю полностью.

Как ни странно, но наверное тяжелее всего мне пока даётся привыкнуть к «My Favourite Stranger», пятой песне альбома. Хотя многие поклонники уже записали её едва ли не в самые-самые лучшие.

Синты у неё задорные, но сделать бы в целом аранжировку чуть помягче. Если уж и вспоминать похожее, то стиль песни «Suffer Well» вполне подойдёт. Даже странно, что написал её не Дэйв. В общем тут я пока подхожу сдержанно.

Вот что меня искренне в последних альбомах Depeche Mode тревожило, так это почти постоянные проходняки, спетые Мартином. В этом смысле «Memento Mori» выигрывает только в том, что Гор сольно выходит только один раз.

«Soul with Me» – приятная баллада, но далёкая от лучших творений автора.

Тут следует остановиться и сказать. Мы слушаем не концептуальный альбом с классической точки зрения, но почти все песни насквозь пропитаны темой потери и смерти.

I'm heading for the ever after
Leaving my problems
And the world's disasters
I'm heading for the open sky

Направляюсь в безвременье. Оставляю свои проблемы и мировые катастрофы, стремясь в открытый космос – наш герой, очевидно, покидает этот мир.

«Caroline's Monkey» – седьмой трек альбома.

Подумать над текстом здесь самая интересная задача. В остальном, мне кажется, она бы сгодилась исключительно в качестве хорошего би-сайда.

Я даже не удивлён тому факту, что больше всего рвавшийся в своё время писать что-либо для Depeche Mode Дэйв Гаан в этом альбоме представлен лишь на трёх песнях полноценным соавтором. Может амбиции уже не те? Где же те самые обещанные по пять-шесть песен на альбом?

С другой стороны, написанная им совместно с концертными музыкантами группы, восьмая песня альбома «Before We Drown», очень неплоха.

Но не более того.

Могу с уверенностью сказать, что я выделил для себя любимую композицию после нескольких прослушиваний. Таковой стала «People Are Good».

В ней же заключается и главный подвох «Memento Mori».

Когда в 1990-м Алан Уайлдер называл будущую любимую песню Эндрю Флетчера, «World in My Eyes», лёгким кивком в сторону отцов электронной музыки Kraftwerk, то было понятно – это действительно кивок, но без конкретного ныряния в плагиат.

С «People Are Good» легко можно сказать: так бы зазвучали Kraftwerk, будь они сейчас на сцене. «Showroom Dummies» смешалась с «Computer World» с примесью «The Telephone Call» – вот что такое потенциально новый хитовый сингл от Depeche Mode.

С другой стороны, нельзя не отметить, как Мартин Гор сам же беззастенчиво ёрничает на ненавистной ему «People Are People», сочиняя следующие строчки:

People are good
Keep fooling yourself

Люди хорошие, продолжай обманывать себя. В 2023-м нет более актуального текста, чем этот. Поэтому, даже несмотря на серьёзные отсылки к Kraftwerk на границе заимствований, «People Are Good» нравится мне больше других.

Под конец становится немножко напряжённо. «Always You» показалась мне даже менее удачной, нежели «My Favourite Stranger».

Увы, но о ней мне сказать даже минимально нечего.

«Never Let Me Go» – это уже практически постоянная попытка Depeche Mode на новый лад переиграть собственный хит «A Question of Time» (передаю привет «So Much Love» и «Soft Touch/Raw Nerve» с двух предыдущих альбомов).

Но по крайней мере вокал Дэйва здесь уже не даёт такого ощущения усталости, как на некоторых других песнях «Memento Mori».

Наконец, мы подошли к концу, к настоящей эпитафии. «Speak to Me» – это настоящее прощание Depeche Mode со слушателями. Максимально чётко продуманное.

Символично, что в соавторах песни находятся сразу четыре человека: Гаан, барабанщик Кристиан Айгнер, Джеймс Форд и Марта Салоньи, со-продюсер альбома.

«Ну, это своего рода метафоры. Одиночество, пустота, опустошённость, желание быть с людьми и жизнью — и в то же время нежелание быть. Первоначальная идея песни – моя, но Мартин и наши продюсеры, Джеймс и Марта, невероятно подняли песню в другое место, в другой мир. Это очень простая песня, но честная и настоящая. Для меня это был ключ, открывший мне дверь для записи ещё одной пластинки Depeche Mode с Мартином. Для меня это был ответ на этот вопрос».

Альбом закончился. Зрители уходят.

Какой вывод можно сделать? Depeche Mode прощаются с нами этим альбомом и туром в его поддержку. Даже не объявляя об этом официально. «Speak to Me» – ключ, то самое заявление, которое группа могла сделать ещё на схожей по настроению «Cover Me».

Назвать «Memento Mori» условным «Spirit (Part 2)» язык не поворачивается. Джеймс Форд на сей раз не дал Мартину и Дэйву заскучать от безделья и хорошие аранжировки тут присутствуют. Но я столкнулся с удивительной для меня проблемой – Depeche Mode практически не дают повода защитить себя от справедливой критики. А ведь мне нравятся даже сотни раз обруганные «Sounds of the Universe» и «Delta Machine». И я не вхожу в элитарный клуб «без Алана Уайлдера ловить здесь нечего».

Обычно альбому нужно время, несколько прослушиваний. «Memento Mori» – не исключение, но после нескольких таких заходов я лишь понизил оценку с четырёх баллов из пяти до трёх с половиной. И не знаю, как быть дальше.

«Wagging Tongue», «Ghosts Again», «Don't Say You Love Me», «People Are Good», «Never Let Me Go» и «Speak to Me» – этим стоило бы и ограничиться.

Тем более, как мы видим по началу нового длинного тура (анонсировано уже порядка 80 концертов) – группа вновь предпочитает отмазываться на теме жирного сетлиста из старых хитов, играя для публики давно надоевшие «In Your Room» (в зефире) и «Just Can't Get Enough», не давая «Memento Mori» слот более, чем в пять песен. Увы.

Но спасибо Дэйву уже хотя бы за «Sister of Night».

С другой стороны, критики в полнейшем восторге. На Metacritic 19 положительных рецензий и 85 баллов суммарно, с отрывом наилучший показатель в современной истории Depeche Mode.

«Memento Mori - это абсолютный триумф. Это почти настоящие песни веры и преданности, о которых они говорили тридцать лет назад. Универсальные темы смертности, любви, тревоги; горстка поп-хитов и то, что делает его лучшим лонгплеем группы в XXI веке».
The Quietus.
«Depeche Mode по-прежнему находятся на вершине игры и готовы исследовать свои уязвимости новыми и интенсивными способами. "Memento Mori" - это не альбом для одного прослушивания; нужно несколько раундов, чтобы разобраться во всех мелочах, и позвольте вашей любимой песне меняться с каждым прослушиванием».
The Line of Best Fit.
«Memento Mori», несомненно, является их лучшим альбомом по эту сторону тысячелетия и, что самое главное, свидетельством творчества и дружбы. Благодаря этому музыкальный мир становится богаче».
New Musical Express.

Вот лишь несколько абсолютно положительных рецензий на новое творчество Depeche Mode. Соглашаться с ними или нет – дело индивидуальное.

Ещё немного Дэйва и Марта.
Ещё немного Дэйва и Марта.

Мы с вами, само собой, ещё вернёмся к альбому посредством традиционного разбора новых синглов (и ремиксов, и, чем чёрт не шутит, би-сайдов), если таковые будут. А заодно подведём общий итог «Memento Mori Tour» в следующем году. Может и до формата «от худшей песни к лучшей», просевшего с выходом разбора «Playing the Angel» доберёмся. Но пока что мне больше нечего добавить, кроме как выразить похвалу Depeche Mode за удивительное долголетие и в очередной раз не поплакать из-за того, что группа больше не посетит Россию в обозримом будущем.

Спасибо за «Memento Mori». Смерть настигнет каждого. Главное – встретить её красиво. Не выдавая усталости. Не обманывая никого, включая себя.

На Дзене уже имеются десятки рецензий на новый альбом Depeche Mode от самых разных авторов и самого разного рода ненависти или уважения. Дорогие читатели, прежде всего доверяйте собственному мнению и будете полностью правы.

Все материалы по творчеству Depeche Mode представлены в соответствующей подборке:

Depeche Mode

Напоминаю о возможности поддержать автора канала монеткой. Эта функция исключительно для богатых людей и не является обязательной:

https://yoomoney.ru/to/410013170821038

Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке:

● Romanist Music Blog ● Блог о музыке ●
-4