Три рассказа - один фильм.
2023-й – год столетия со дня рождения Леонида Гайдая.
1962-й – год столетия со дня рождения Уильяма Сидни Портера. Он же - писатель О. Генри. В честь этого события Гайдай снимает фильм по новеллам любимого писателя.
Режиссёрский гений Леонида Гайдая ещё только набирает обороты. Но он отлично справляется с кинематографическим воплощением гениальных истории американского маэстро короткого жанра. Экранизаций этого автора не так много. Его произведения настолько талантливы, что, видимо, не просто решиться на их воплощение на экране. Нужно быть Гайдаем, чтобы передать тонкий юмор О. Генри, незаметно и эффектно подвести зрителя к его фирменным развязкам, передать атмосферу авантюрного американского запада. При этом оставить светлый след в душе зрителя.
Гайдай выбрал для экранизаций три новеллы О. Генри, объединённые общей темой – приключения бандитов. Вы же помните, что О. Генри пришлось сидеть в одной из самых колоритных (по стойкости нравов, опасности и разношерстности арестантов) тюрем Америки, города Колумбус.
У него было время и возможности наслушаться бандитских баек. Мое маленькое видео об этом.
Фильм "Деловые люди" снят Гайдаем в 1962-м году. Это экранизация трёх новелл О. Генри: “Дороги, которые мы выбираем“, “Родственные души“ и несравненный “Вождь краснокожих“. Название фильма неслучайно – так называется один из сборников рассказов писателя. "Strictly business".
Есть в этом фильме кое-что, не очень логичное. Мы знаем, что Гайдай – мастер комедии, а “Дороги, которые мы выбираем“ – вообще не комедия, это самый настоящий вестерн. С ограблениями, погонями, перестрелками и мешками с золотом. Поэтому есть мнение, что Гайдаю эта часть не очень удалась. Мне понравилось. Вестерн получился. Кино чёрно-белое, динамичное, с претензией на американский нуар. Диалогов мало, но они - жемчужины.
"Боливару не снести двоих".
“Родственные души“ - грабитель проникает в дом и встречается с хозяином. А дальше - фирменная огенревская развязка. Очень неожиданно и смешно. И экранизировать эту юморную парочку должен был именно Гайдай. Здесь – шикарный актёрский дуэт – Ростислав Плятт и Юрий Никулин.
Фильм я смотрела здесь:
“Вождь краснокожих“ - классическая, ставшая архетипичный, ситуация с ребёнком, похищенным с целью выкупа. Ребёнок = “чертёнок“. И как теперь от него избавиться?!
Развязка – огонь! Всё, как умеет О. Генри. И ещё – его фирменный прием – двойной финал. Неожиданная концовка делает ещё один, более неожиданный, поворот.
Реплики из фильмов Гайдая стали афоризмами и ушли в народ. В этом фильме – они принадлежат перу О. Генри.
"Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше“.
“Если всех гремучих змей, которых я обезжирил, вытянуть цепочкой, так она восемь раз достанет от Земли до Сатурна…“
"За десять минут я пересеку центральные, южные и среднезападные штаты и свободно успею добежать до канадской границы..."
Я с удовольствем перечитала несколько новелл О. Генри, хоть и не любитель коротких жанров. Они оставляют ощущение радости, жизни, надежды и света. Почитайте и вы. Получите заряд бодрости, оптимизма и любви. А моя любимая новелла О. Генри – "Дары волхвов".