Почему Раменье стало Раменьицем или где же они красные села Стефана Ивановича Кучки?
Первые письменные упоминания из завещаний деда Ивана Калиты и его внука Дмитрия Донского. или что читать между строк.
Духовная грамота Ивана Калиты (вторая версия)
"....А се даю княгини своей с меншими детми: Сурожик, Мушкину гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободна Софроновьская, Вохна, Дейково ,РАМЕНЬЕ (выделено автором), Данилищова свободна, Машев, Селна, Гуслиця, РАМЕНЬЕ (выделено мной), что было за княгинею; а села: село Михайловьское, село Луциньское, СЕЛО У ОЗЕРА (выделено мною), село Радонежьское, село Дейгуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, cело Михайловское на Яузе, 2 селе Коломеньскии.
Основание для датировки: упоминание второй жены в.кн. Ивана Даниловича Калиты ("княгини с меньшими детьми") указывает на время значительно позднее 1332 г., – второго брака Калиты (ПСРЛ, т. XVII, стр. 30, примеч. 56); поскольку грамота в двух вариантах написана в связи с поездкой в Орду, ее правильнее всего датировать 1339 г., когда Иван Калита с сыновьями отправился в Орду (ПСРЛ, т. X, стр. 211; т. VII, стр. 205).
Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.
Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича
«…А се даю сыну своему, князю Ивану: РАМЕНЕИЦЕ С БОРТНИКИ (выделено мною) и что к нему потягло, да Зверковское село с Сохоньским починком, чтo отошло ото князя от Володимера. А Сохна сыну же моему, князю Ивану. А в том уделе волен сын мой, князь Иван, который брат до него будет добр, тому даст».
Основание для датировки: грамота написана после 13 апреля 1389 г., когда уехал из Москвы митрополит Пимен, и до 16 мая 1389 г., когда у Дмитрия Ивановича родился сын Константин (ПСРЛ, т. VIII, стр. 32).
Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.
Следует обратить внимание на то, что у деда Ивана Калиты местность называется Раменье, а у внука Раменеице, хотя речь идет вроде бы об одном и том же месте. Почему? Можно предположить, что при Калите было богатая территория, а при внуке уже все разорено. Об этом кстати говорят и другие источники, что когда Дмитрий Донской собирал одну из последних даней, то с этой территории очень мало денег запросили, так как не с кого было взять. Там были отмечены сплошные пустоши.
Куда все делись? Кто разорил?
Все-таки интернет великая вещь. Еще несколько лет назад эти тексты лежали в запасниках Исторического музея и на них было наложено вето правильных историков. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Но вот тексты выложены в открытый доступ и уже от них не отмахнешься, как от назойливой мухи, мол все это ерунда. Не ерунда, потому что это кто-то и для чего-то написал, и возможно в силу чего-то и напутал, но вот что и почему как раз и должны разбирать профессиональные истории. Лично меня интересует третий и четвертый тексты этой рукописи «О том, как есть возник град Москов».
Вкратце, если им верить, то они охватывают события, которые уложились в два года - с октября 1380 года и до марта 1382 года. А это не много, ни мало - период ВО ВРЕМЯ ИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ и до ЗАХВАТА МОСКВЫ ТОХТАМЫШЕМ. И они конкретно касаются территории, которые сегодня можно назвать Раменьем, то есть юго-восточнее Москвы. Это то место, где находится село Быково.
Вот выдержка из текста:
«... И собрашася суздальского воинства граждане в помощь к великому князю Андрею числом 3000, и поиде князь Андрей со всем своим войском на болярина Кучку Стефана и на убийц. И не было у Кучки Стефана круг красных его сел ограды каменныя, ни острога деревянаго, и не возможе Кучко болярин против князя Андрея боем битися. И вскоре князь Андрей всею своею силою емлет приступом села и слободы красныя, и самого Кучку болярина Стефана и сь его детьми в полон взял, и повеле их князь Андрей оковати в железа крепкими, и потом повеле его, болярина Стефана, казнити, а сынов его лютыми муками умучити разными. И тут Кучко болярин и з детьми злейшую кончину восприяша…»
Однозначно там речь идет об одних и тех же людях - женщине по имени Улита, ее братьях Петре и Акиме и их отце Стефане Кучка. А также о Красных селах, которых было по обеим берегам реки Москвы. Что интересно в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится о Красном Боровце, на перевозе возле него Владимир Андреевич Храбрый (он же Серпуховской и Боровской), переходил реку, идя на помощь Дмитрию Донскому и именно этого населенного пункта не существует.
Куда он делся? Кто его разорил? Может это и есть одно из красных сел Ивана Стефановича Кучки?
В общем есть о чем подумать, а пока вот сами тексты. Четыре повести о начале Москвы можно почитать здесь: http://krotov.info/acts/17/2/moscow.htm
Почитайте также мои другие фантастические романы под общим названием «Тайные коды русских наличников»: https://author.today/work/148322
На фото: кости из погребения на вершине Боровского кургана.