Найти тему
1,9K подписчиков

Неудобные вопросы истории села Быково

 Почему Раменье стало Раменьицем или где же они красные села Стефана Ивановича Кучки? Первые письменные упоминания из завещаний деда Ивана Калиты и его внука Дмитрия Донского.

Почему Раменье стало Раменьицем или где же они красные села Стефана Ивановича Кучки?

Первые письменные упоминания из завещаний деда Ивана Калиты и его внука Дмитрия Донского. или что читать между строк.

Духовная грамота Ивана Калиты (вторая версия)

"....А се даю княгини своей с меншими детми: Сурожик, Мушкину гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободна Софроновьская, Вохна, Дейково ,РАМЕНЬЕ (выделено автором), Данилищова свободна, Машев, Селна, Гуслиця, РАМЕНЬЕ (выделено мной), что было за княгинею; а села: село Михайловьское, село Луциньское, СЕЛО У ОЗЕРА (выделено мною), село Радонежьское, село Дейгуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, cело Михайловское на Яузе, 2 селе Коломеньскии.

Основание для датировки: упоминание второй жены в.кн. Ивана Даниловича Калиты ("княгини с меньшими детьми") указывает на время значительно позднее 1332 г., – второго брака Калиты (ПСРЛ, т. XVII, стр. 30, примеч. 56); поскольку грамота в двух вариантах написана в связи с поездкой в Орду, ее правильнее всего датировать 1339 г., когда Иван Калита с сыновьями отправился в Орду (ПСРЛ, т. X, стр. 211; т. VII, стр. 205).

Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича

«…А се даю сыну своему, князю Ивану: РАМЕНЕИЦЕ С БОРТНИКИ (выделено мною) и что к нему потягло, да Зверковское село с Сохоньским починком, чтo отошло ото князя от Володимера. А Сохна сыну же моему, князю Ивану. А в том уделе волен сын мой, князь Иван, который брат до него будет добр, тому даст».

Основание для датировки: грамота написана после 13 апреля 1389 г., когда уехал из Москвы митрополит Пимен, и до 16 мая 1389 г., когда у Дмитрия Ивановича родился сын Константин (ПСРЛ, т. VIII, стр. 32).

Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Следует обратить внимание на то, что у деда Ивана Калиты местность называется Раменье, а у внука Раменеице, хотя речь идет вроде бы об одном и том же месте. Почему? Можно предположить, что при Калите было богатая территория, а при внуке уже все разорено. Об этом кстати говорят и другие источники, что когда Дмитрий Донской собирал одну из последних даней, то с этой территории очень мало денег запросили, так как не с кого было взять. Там были отмечены сплошные пустоши.

Куда все делись? Кто разорил?

 Почему Раменье стало Раменьицем или где же они красные села Стефана Ивановича Кучки? Первые письменные упоминания из завещаний деда Ивана Калиты и его внука Дмитрия Донского.-2

Все-таки интернет великая вещь. Еще несколько лет назад эти тексты лежали в запасниках Исторического музея и на них было наложено вето правильных историков. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Но вот тексты выложены в открытый доступ и уже от них не отмахнешься, как от назойливой мухи, мол все это ерунда. Не ерунда, потому что это кто-то и для чего-то написал, и возможно в силу чего-то и напутал, но вот что и почему как раз и должны разбирать профессиональные истории. Лично меня интересует третий и четвертый тексты этой рукописи «О том, как есть возник град Москов».

Вкратце, если им верить, то они охватывают события, которые уложились в два года - с октября 1380 года и до марта 1382 года. А это не много, ни мало - период ВО ВРЕМЯ ИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ и до ЗАХВАТА МОСКВЫ ТОХТАМЫШЕМ. И они конкретно касаются территории, которые сегодня можно назвать Раменьем, то есть юго-восточнее Москвы. Это то место, где находится село Быково.

Вот выдержка из текста:

«... И собрашася суздальского воинства граждане в помощь к великому князю Андрею числом 3000, и поиде князь Андрей со всем своим войском на болярина Кучку Стефана и на убийц. И не было у Кучки Стефана круг красных его сел ограды каменныя, ни острога деревянаго, и не возможе Кучко болярин против князя Андрея боем битися. И вскоре князь Андрей всею своею силою емлет приступом села и слободы красныя, и самого Кучку болярина Стефана и сь его детьми в полон взял, и повеле их князь Андрей оковати в железа крепкими, и потом повеле его, болярина Стефана, казнити, а сынов его лютыми муками умучити разными. И тут Кучко болярин и з детьми злейшую кончину восприяша…»

Однозначно там речь идет об одних и тех же людях - женщине по имени Улита, ее братьях Петре и Акиме и их отце Стефане Кучка. А также о Красных селах, которых было по обеим берегам реки Москвы. Что интересно в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится о Красном Боровце, на перевозе возле него Владимир Андреевич Храбрый (он же Серпуховской и Боровской), переходил реку, идя на помощь Дмитрию Донскому и именно этого населенного пункта не существует.

Куда он делся? Кто его разорил? Может это и есть одно из красных сел Ивана Стефановича Кучки?

 Почему Раменье стало Раменьицем или где же они красные села Стефана Ивановича Кучки? Первые письменные упоминания из завещаний деда Ивана Калиты и его внука Дмитрия Донского.-3

В общем есть о чем подумать, а пока вот сами тексты. Четыре повести о начале Москвы можно почитать здесь: http://krotov.info/acts/17/2/moscow.htm

Почитайте также мои другие фантастические романы под общим названием «Тайные коды русских наличников»: https://author.today/work/148322

На фото: кости из погребения на вершине Боровского кургана.