Широкая тканевая лента, пришиваемая по талии, нам известна под названием баски, а в мировом модном лексиконе используется и еще одно обозначение - peplum.
Считается, что этот термин и эта деталь костюма происходят от слова «peplos», древнегреческой туники, которая завязывалась на талии, в римском варианте - peplum.
Обязательная и необходимая деталь женского гардероба примерно с 500 г. до н.э., пеплум была наиболее популярен в поздний архаический и классический периоды. Вот примерно так.
И с тех пор на протяжении тысячелетий, от греческих богинь до сегодняшнего гламура, периодически входит и выходит (с) из моды.
Первое заметное появление пеплума в европейской моде проявилось в 16 веке, когда и мужчины, и женщины использовали в своих нарядах жесткие воланы на талии. Цель была единой и тогда, и сейчас - подчеркнуть изящество стана.
На фото выше некоторая стилизация моды 16 века в исполнении Кейт Бланшетт в образе британской королевы Елизаветы 1, а на фото ниже портрет французского короля Карла IX работы Франсуа Клуэ.
А вот и оригинальный портрет Елизаветы I работы Джорджа Гоуэра. Помимо узнаваемых рыжих волос и принимаемой в качестве баски с некоторыми допущениями конструкции на талии, наряд монархини производит фантастическое впечатление даже сегодня.
Помимо безусловной красоты, выверенной цветовой гаммы и тонкой работы, не возможно не обратить внимание на количество кокетливых бантиков и конечно же огромных ровных жемчужин, усыпавших платье и прическу королевы. Наряд сопоставимый по стоимости с бюджетом целого города.
В эпоху Возрождения как мужчины, так и женщины, подчеркивали свою талию воланами на уровне бедер в знак богатства и статуса. Во-первых, таким образом формировалась сытая, но стройная фигура, а во-вторых, совершенно очевидно, что лишние, не функциональные складки одежды из дорогой ткани подчеркивали имущественное положение человека.
В средние же века похожая деталь была элементом традиционного костюма жителей, населяющих земли в северной Испании и юго-западной Франции, – басков. Отсюда и получила и свое второе название.
Баску носили и в 17 веке, не столь активно, но тем не менее, включая многих знатных особ и мушкетеров Его Величества.
Не обошла эта модная идея и наши края, одним из самых известных элементов русского национального наряда была душегрея, носившая название шугай.
В следующий раз баска вошла в моду в викторианскую эпоху, в 19 веке, став неотъемлемой и узнаваемой частью женского гардероба. Дамы того времени носили баску поверх кринолина или юбки с турнюром, причем размеры басок поражали воображение, зато талии придворных дам казались зрительно тоньше.
Менее величественные низшие классы также начали включать баски в свои гардеробы, но с более обтекаемой юбкой, которая позволяла легче двигаться.
В начале 20 века дамы наслаждались свободой движений, избавившись от корсетов.
А уже в середине века испанский модельер Кристобаль Баленсиага, который и сам был баском по национальности, сделал баску царицей подиумов, при помощи которой он акцентировал внимание на талии.
Другой начинающий французский модельер Кристиан Диор в это же время предложил свой "новый взгляд" с волнами ткани и концепцией женщины-цветок, тончайшая талия которой подчеркивалась широкими юбками и басками. Неподражаемо гламурный силуэт песочных часов доминировал в прет-а-порте в течение следующих десятилетий.
Даже советские модные журналы предлагали выкройки, позволяющие сшить жакет с деликатной баской.
В 60-е годы баска впала в немилость - дизайнеры и модники предпочитали космические гладкие формы, А-силуэт, без избыточного декора. В первую очередь благодаря Пьеру Кардену, Иву Сен-Лорану, Пако Рабанну, изобретательнице мини-юбки Мэри Куант.
А спустя еще 20 лет пеплум вновь триумфально вернулся в моду. наступившие 80-ее годы отличались пышностью и театральностью, баска пришлась как нельзя кстати.
Эту элегантную коллекцию Шанель готовил недавно назначенный креативным директором Карл Лагерфельд, который вдохновлялся французским художником Жаном-Антуаном Ватто.
Диана, принцесса Уэльская, тренд-сеттер самых устойчивых тенденций эпохи, быстро приняла баску в свой вечно шикарный гардероб.
После минимализма 90-хх баска вновь вернулась в моду в 2010-ее годы, ведущая роль в возрождении силуэта здесь принадлежала Givenchy. Шикарный пеплум в разных вариациях был повсюду, от высот высокой моды, до глубин шоу ужасов уличной моды. Даже такого замечательного решения оказалось слишком много.
Из той же или контрастной ткани, например, кожи, кружева или даже металла, вшитая и пристегивающаяся как широкий пояс, в один или два волана, структурированная или мягкая. Баска начала вызывать стойкое отторжение и пропала с модных радаров.
И вновь возвращаемся к тому, что любой тренд может быть очаровательным и стильным, либо вульгарным и пошлым в зависимости от исполнения и частоты использования. когда его носят все, это перестает быть интересным.
Но столь прекрасная вещь, пережившая уже несколько тысячелетий,
не может пропасть бесследно. Этого и не произошло. Баска вновь на подиумах. И автором идеи вновь стал модный дом Диор, дизайнеры которого переработали архивные эскизы и предложили современное прочтение нью-лук.
Автору на кофе и шоколадку) - https://yoomoney.ru/to/спасибо
Подписывайтесь на канал в телеграм , узнавайте первыми об актуальных модных трендах, знаменитостях и интересных событиях
Смотрите еще больше на страницах канала
Вернуться к списку статей
С политикой канала можно ознакомиться здесь