Либерализм — это политическая, экономическая, философская идеология, которая происходит из того, что права и свободы каждого отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
Фундаментом либерализма служат такие положения, как: данные от природы естественные права (право на жизнь, личную свободу, частую собственность и т.д.), которые человек должен получать с рождения, а также другие гражданские права, равноправия и равенства перед законом всех людей в независимости от их положения в обществе, ответственность правительства перед гражданами страны и прозрачность государственной власти для общества.
А.А. Кизеветер считает, что блаженны те государи и те страны, где гражданин, имея свободу мыслить, может безбоязненно сообщать истины, заключающие в себе благо общественное.
Он не ищет, как многие другие, зародыш русского либерализма в старом московском царстве не потому, чтобы русское общество той эпохи вообще было чуждо идейным возбуждениям - нет, и там шла своя напряженная идейная работа - а потому, что вся совокупность жизненных условий того времени не благоприятствовала наклону мысли в сторону либерального "умоначертания". Как могло бы возникнуть что-либо подобное основному догмату либеральной доктрины - о свободе самоопределения личности - там, где все общество сверху донизу, от последнего бобыля до первого боярина, признавалось собранием "холопов" великого государя и, где все отправления общественного организма диктовались единственно нуждами государства, наряду с которыми не получали никакого признания и никакого значения самостоятельные интересы граждан?
Также он не ищет зародышей русского либерализма и в преобразовательной программе Петра: ведь эта программа представляла собой смесь старых московских традиций с такой западноевропейской политической доктриной, которая могла бы только задушить, а никак не посеять зародыши либерального "умоначертания". Пётр развивал теорию полицейского государства в неуклюжих периодах своих регламентов в целях теоретического обоснования вводимых им новшеств.
История русского либерализма начинается лишь с того момента, когда в составе русского общества впервые обозначились группы, сознательно противопоставившие свои самостоятельные интересы всемогуществу государственного начала; когда в рамках государственного союза начали слагаться другие союзы, смотревшие на себя не только как на подпору государственного здания, но и как на самодовлеющие соединения, которым государство обязано предоставить со своей стороны охрану и поддержку. Такой момент падает на конец первой и начало второй четверти XVIII века. Тогда зашевелилось общество, тогда была пробита первая брешь в твердыне того старого уклада, который весь был построен на поглощении личности государством. Известно, при каких условиях и под какими воздействиями зародилось это движение. Оно обнаружилось тотчас по смерти Петра I в различных слоях русского дворянства. Движение разрасталось очень быстро и вширь в смысле присоединения к движению все новых элементов дворянской массы, и вглубь в смысле постепенного увеличения требований, написанных на его знамени. В это время в атмосфере этой политической борьбы сложились и закрепились первоначальные очертания русской либеральной доктрины.
Политические мысли свободы тесно сплетаются с принципом равенства. Либералисты считали, что люди, родившиеся в одном и том же мире, имеют одинаковы правы и каждый человек равен другому. Также они считали, что нельзя назвать блаженною страну, где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя. Основным пунктом философии либерализма является идея о высоком значении самостоятельной человеческой личности.
Существование Бога не исключает самостоятельности человеческой воли. Если человечество бедствует и страдает, ему нечего винить в этом Творца. В себе самом должен обрести человек источник обновления своей жизни. Лишь под щитом своего разума может он открыть и истребить корень своих бедствий. Сущность человеческого достоинства состоит в свободе личности. Рабство есть искажение человеческой природы. Человек и свободное разумное существо - это синонимы на языке.
Практическим выводом из этой философии является призыв человека на борьбу за свои права. Человек не должен мириться с земной неволей в надежде на небесные блага. И сам А.А. Кизеветер идет на такую борьбу. Он пользуется пером как орудием для преследования всего, что давит и теснит свободу человеческой личности. Он не ограничивается одним метафизическим признанием этой свободы. Он требует ее реализации в конкретных условиях человеческого общежития. В свои книгах, речах, выступлениях он бичует уродливости общественного порядка, которые отдают человека на жертву произволу, в каких бы формах последний ни проявлялся. Ближайшими конкретными темами, которые он при этом затрагивает, являются: устранение граждан от участия в управлении, цензурный гнет над печатным словом, наконец, рабство народа, отравлявшее всю общественную атмосферу тогдашней России.