Если первый «Аватар» был флагманом передовой графики со схематичным сюжетом, то «Аватар 2» и флагманом передовой графики уже вряд ли является. За исключением титанического труда по моделированию водных эффектов, но не всегда моделированию, ибо вода — это единственное, что в кадре хоть иногда не рисованное, а настоящее. Лучший состав сценаристов прилагается — в общем портфолио такая классика мирового кинематографа в кавычках, как «Чужой против Хищника: Реквием» (2007), «Мир Юрского периода» (2015) и «Терминатор: Тёмные Судьбы» (2019).
Второй «Аватар» уже на 99% является мультфильмом, и отнюдь не реалистичным. При детальной проработанности моделек основных персонажей, в особенности героини Сигурни Уивер, вся синюшная массовка представляется из себя безликих болванчиков из конвейера с моделями уровня мультсериала про «Звёздный десант» (1999) и лицевой анимацией, уступающей даже «Чебурашке». А при внимательном рассмотрении с тенями от этих болванчиков в половине сцен происходит полный кошмар — их нет! И рядом с идеально детализированной водой в боевых сценах соседствует отвратительные по своей реализации огонь и эффекты стрельбы, вставленные будто из общедоступных графических библиотек.
Фильм, находившийся в производстве более десяти лет, так и остался недоделанным. Ещё месяцы должны были уйти на полировку нейросетями, но нет. Эффект «зловещей долины» будет мучить глаза на протяжении всего особенно кривого первого часа, пока не вступит водный сегмент, и фокус не сместится в сторону волн, которые действительно красивы, и местных рыб, практически не отличающихся от обитателей наших земных рифов.
Что касается фауны, сиквел целиком и полностью верен оригиналу — ни грамма фантастики. Берём родных животин, ныне живущих или вымерших, и врубаем генератор рандомных чисел для глаз и конечностей. У нас тут киты, ведущие себя и выглядящие как киты, у нас тут акула, ведущая себя и выглядящая как акула (справедливости ради, челюсть чуть-чуть подправлена на манер дунклеостея из девонских вод), у нас тут верховые плезиозавры и тоже верховые летающие щуки — единственное относительно оригинальное животное. Относительно, ибо по сути является самоотсылкой на «лучший фильм про летающих пираний» © «Пираньи 2: Нерест» (1981), одну из первых работ Кэмерона в режиссёрском кресле.
На этом значимая фауна заканчивается, и так получается, что в трёхчасовом фильме про бурлящую жизнью планету в далёкой далёкой галактике фантастического контента с хоть какими-то проблесками фантазии наберётся всего два случая: первое — это перенос рыбины из трэшака восьмидесятых годов, второе — сопровождающаяся подробным разъяснением пандоробиолога, продуманная охота за местными китами, в которой продемонстрирована небывалая до этого в «Аватаре» вещь — специализированная техника, сконструированная для поставленной цели (учитывает анатомию добычи), и эту цель выполняющая. Не то, что вертолёты, которые до сих пор уничтожаются одной стрелой, пущенной в лобовуху.
Но и с охотой беда, а точнее с нарочито карикатурным использованием добычи. Дабы выстроить морализаторскую параллель со случаями, вроде истребления носорогов из-за драгоценного рога, Кэмерон готов пойти на полнейший абсурд. Местным охотникам от всей стометровой туши нужна только маленькая пробирка жёлтой жидкости из китовых мозгов, которая даёт человеку почти бессмертии — механизм действия, разумеется, не объясняется. Всё остальное просто выбрасывается: и огромные запасы деликатесного мяса (про непригодность в пищу-то не говорится), и рогообразные выросты, которые можно на инопланетные сувениры пустить, и самое главное — наспинные щиты, которые не пробиваются ни огнестрелом, ни бомбами!
USB-порт у этих китов, кстати, не в косичке, как у всей остальной фауны Пандоры, а внутри — прямо в глотке. И чтобы законнектиться, кит должен в свою пасть пустить. Спрашивается, каким макаром такое произошло в местной эволюции, если USB-порты по идее служат для коннекта со своими сородичами, а тут такая опция становится просто невозможной? Киты, кстати, умнее человека, и по словам биолога имеют собственную философию, искусство и математику, вот только при контакте с глупыми человеками этот ум совсем не демонстрируют.
Основное же отличие новой части — многократно уменьшившийся масштаб конфликта. Если в первом «Аватаре» мега-корпорация при поддержки войск частной военной компании с огромным количеством техники воевала с племенами пандорианцев, на защиту которых встала вся природа, соединённая биологическим интернетом, то во втором маленькое водное племя и один буйный кит-одиночка бьются с небольшой ДРГ на китобойном судне, даже не имеющем никакого вооружения для военных действий.
Но это и сгладило некоторые углы, главный герой просто защищает свою многодетную семью, чему сопереживать хм... несколько проще, чем предательству из-за синей кошко-жены родной планеты, загибающейся без пандорианских минералов. Плюс глубже стал и полковник Куорич, он больше не карикатурный злобный милитарист, потому что злобный милитарист. Помимо этого ему прописали мотивацию с кровной местью за свою прошлую итерацию и некоторые семейные ценности. Видимо по этой причине он не уничтожает потомство главного героя, бывшее его заложниками раз 20 за время фильма.
Другие статьи на тему: