В истории о Гарри Поттере можно найти немало несостыковок и сюжетных дыр. Но основная, лично дл меня — образовательная система магического мира. Именно ее несовершенство бросилось мне в глаза в первую очередь. Что и неудивительно — основное внимание сконцентрированно именно на Хогвартсе и событиям, происходящим там. И меня, как педагога, многое в этой системе не устраивает.
1. Базовые предметы отсутствуют, как таковые
Под "базовыми" предметами я понимаю основу основ: английский язык, литературу, математику. Все то, что необходимо любому человеку, не только волшебнику, для полноценного становления личности. Ведь грамотное письмо или умение верно рассчитывать пропорции в зельеварении — это основа основ, которая будет нужна на протяжении всей жизни. Но где же эти знания могут получить ученики Хогвартса?
В одиннадцать лет, когда дети только-только освоили базовые правила языка и математики, их выдергивают из школ и отправляют в Хогвартс, где они свое обучение... не продолжают. Так что же, волшебники малограмотные?
При этом если маглорожденные точно учатся в обычной школе до своих 11 лет, то вот что происходит с детьми волшебников — загадка. У них есть начальная школа перед Хогвартсом? Детский сад? Домашнее обучение? Что вообще происходит с детьми до 11 лет в типичной магической семье? Вопрос.
2. Некомпетентность преподавателей объясняется отсутствием педуниверситетов
О компетентности преподавателей, в том числе Северуса Снейпа, Локхарта и той же Амбридж можно рассуждать долго. Но мое мнение таково: они — полнейшие дилетанты именно с точки зрения педагогики. Да, Снейп изобретает новые зелья и вообще является гением, но вот учить детей он не умеет. Как не умеет находить к ним подход.
О способностях Амбридж и Локхарта я вообще молчу — эти люди самозванцы, которые к Защите от Темных Искусств вообще отношения не имеют. Тем ни менее, они преподавали детям эти предметы. Без дипломов и сертификатов. И это подталкивает нас к тому, что в магическом мире попросту нет педагогических университетов! А если нет университетов, то нет и методик. Вспомните, тот же Люпин учил всех детей одному и тому же — все курсы. Как же так? Получается, кому что в голову пришло, тот тому и учил детей? Здорово, ничего не сказать. Хагрид так вообще школу не закончил и был отчислен на 3-м курсе!
Тот же Темный Лорд пробовался на роль учителя. И отказали ему, якобы, из-за возраста, а не из-за образования. Печально. Рыба-то гниет с головы.
3. Разделение детей на факультеты — основа вражды
И этот момент меня, как педагога, просто возмущает. Слизерин и Гриффиндор, как и другие факультеты, попросту раз за разом сталкивают лбами, натравливая детей друг на друга. Причастность к тому или иному факультету и вовсе тут можно рассматривать, как клеймо, поставленное на всю жизнь.
Но разделение детей на факультеты на основе их характера и столь ярое подчеркивание того, что гриффиндор = храбрецы, слизерин = злодеи, когтевран = умники, а пуффендуй = рохли — путь в никуда. Ведь если старшее поколение в это верит, дети попросту начинают соответствовать ожиданиям.
Все эти соревнование, борьба факультетов за первенство и вообще распределение стоило бы упразднить. Ну, нельзя судить о характере детей в 11 лет. Все еще 100 раз может измениться. Регулус Блэк, Северус Снейп и Питер Петтигрю — прямое тому доказательство.
И, да, Гарри Поттер — детская сказка, которая попросту не учла такие глобальные вопросы. Детям знать таких подробностей было не надо. Но поклонники саги росли вместе с ней, а ответов больше не становилось.