Люди из советского прошлого хорошо помнят аппараты с газводой, утолявшие жажду за сущие копейки. Особенно их любили дети. Вода была колючая и сладкая. Если монеток в 3 копейки было предостаточно, можно было налить газировку с двойным сиропом. Да хоть с тройным.
Вендинговые аппараты для разлива воды появились в мире давно, но в СССР до поездки Хрущёва в Америку они были штучными. Увидев в США такое чудо, Первый секретарь повелел наладить массовое производство у нас.
Аппараты имели существенный недостаток, на который сразу бы обратили внимание современники: посуда использовалась многоразовая. Которую можно было сполоснуть только холодной водой. Обслуживающие организации должны были периодически мыть стаканы с содой, но вряд ли кто-то видел подобную процедуру. Соответственно, возникала угроза распространения инфекционных заболеваний.
Слухи о прецедентах возникали часто, особенно в больших городах. Якобы, по Москве ходила «банда» заболевших венерическими заболеваниями и специально пила газировку из автоматов. Или на той или иной станции метро якобы давали объявления о необходимости срочно обратиться в медучреждения людям, пившим газводу в таких-то местах.
Поэтому некоторые носили с собой раскладные пластмассовые стаканчики. А кто-то, особо брезгливый, вообще никогда не пил из автомата, особенно если ему когда-нибудь попадался стакан со следами помады или прилипшим волосом. В одно время выпускались автоматы АТ-102, оборудованные одноразовыми бумажными стаканами. Их можно было загрузить до 1200 штук. Но это оказалось слишком дорого.
Недостатков у автоматов было ещё несколько:
- вокруг часто вились осы, норовящие ужалить зазевавшихся граждан;
- их пытались обмануть, засовывая имитацию монет или с силой ударяя по монетоприёмнику;
- стаканы нередко воровали, в основном, любители «сообразить на троих».
Но главная беда пришла с началом 1990-х. Прежние монеты обесценились, а постоянная переделка аппаратов под новые была экономически невыгодной. Да и в целом автоматы стали нерентабельными и остались в прошлом