Москва-Соловки на моторной лодке - продолжаем движение!
Про стар этого похода можно почитать здесь.
День второй
Позади скрывались огни Кимр, в руке термокружка с кофе, на реке идеальный штиль и приемлемая видимость, скорость держим на отметке 22-24 км/ч, разменяли первую сотню километров. Наша лодка движется в сторону города Калязин, на реке иногда встречаются баржи и прогулочные теплоходы, Вовка упал на дно лодки и в позе эмбриона ушел в гости к Морфею, а я остался бороться со сном и ночной прохладой на румпеле. Туман, почти полная луна и повороты реки, так прошли следующие несколько часов.
Около пяти часов причалили к Калязинской колокольне, для небольшой фотосессии, пришлось разбудить Вовку. Несколько фоток на память и мы двинули дальше, нас ждал город Углич и первое шлюзование на маршруте. Не доходя до шлюза километров 10 решено было выйти на берег для того, что бы приготовить завтрак и размяться, сидеть в небольшой лодке часами напролет – задача уже непростая, да и усталость после бессонной ночи дает о себе знать.
Позавтракав сублиматами и пополнив запасы горячего кофе пошли к шлюзу около 9 утра. И как всегда засада! Угличский шлюз, как и шлюзы канала имени Москвы требует составления договора, который мы естественно не составили заранее. Поэтому Володя, взял необходимые документы для составления договора пошел в город решать эту проблему, ну а я упал в лодку и попросту уснул. Спал я не долго, уже через пару часов прибежал напарник и с криками «давай скорей (вырезано цензурой)» протянул необходимый документ. Связались с оператором, озвучили необходимую информацию и нас пригласили в шлюз. К сожалению, мы не смогли рассмотреть лица капитана баржи и моторной яхты, которые заходили в шлюзовую камеру вместе с нами. Дело в том, что связь с оператором шлюза осуществляется на едином для всех канале и все слышат переговоры между кэпами и оператором. Представьте ситуацию, когда в рацию слышишь примерно следующее; «Моторная лодка Дас Бот гос номер такой то, вызывает шлюз Углич, идем сверху, просим шлюзование», оператор дает добро и лодка заходит в камеру. Что предполагает увидеть человек? Ну, какую ни будь более-менее серьезную посудину, ну хотя бы какой ни будь катерок из железа или пластика, но не надувную лодку, которая больше похожа на байдарку, с кучей вещей и непонятной конструкцией на носу.
В общем, для тех кто все еще не знает, пускают ли надувные лодки в шлюз или нет - пускают!
В общем, через полчаса мы вышли из шлюза, и с оптимальной скоростью пошли в сторону Рыбинского водохранилища. Небольшой ветерок пытался разогнать волну, но ширина Волги не давала этого сделать. На полном ходу нас обогнала яхта, которая шлюзовалась вместе с нами, от нее прошла ощутимая волна, но наша лодка даже не заметила качки, это вселило в нас уверенность в том, что мы сделали правильный выбор своего плавсредства. Наш ящик с музыкой играл на полную мощность когда мы прошли город Мышкин.
Нам бы следовало осуществить дозаправку топлива, но было решено дозаправится на выходе в Рыбинку, там пару лет назад, на правой стороне была заправка для катеров. К сожалению, за это время заправку убрали и у нас встал серьезный вопрос по топливу, имеющихся запасов бензина нам не хватало для того, чтобы пересечь водохранилище и дойти до Череповца. Посмотрев все существующие заправки при помощи приложения в навигаторе оказалось, что наиболее удачная находится в населенном пункте Пошехонье, на другой стороне Рыбинки.
Ветер разогнал короткую волну, солнце вышло в зенит, желудок просил еды. Поэтому мы высадились на один из островков на выходе в водохранилище и по быстрому приготовили обед из сублиматов. Нужно отдать должное этим продуктам в пакетиках, быстро, вкусно и питательно. Достаточно только залить кипятком и полноценный обед готов через пять минут! Отдохнули, искупались, за это время волнение усилилось, а нам необходимо пересечь водохранилище, а это 50 км по открытой воде от берега до берега. В общем, решили идти прикрываясь островками, которых на выходе из реки имеется несколько штук. Встречная волна трясла лодку, болотоход, закрепленный на носу лодки, пошатывался, что создавало определенную боязнь за то, что он может выпасть из посадочного места и пробить лодку, решили остановиться у последнего островка на пути и подождать, пока ветер не ослабнет, а заодно немного поспать, ну а так как мы шли по маршруту опережая запланированный график, мы позволили себе передышку. Поспать не удалось, так как мы не стали ставить палатку и легли на землю прямо на коврики, а полчища муравьев и еще каких-то мошек не давали покоя. Мы бродили по берегу и тянули время. Часа через два стало очевидно, что ветер не стихнет, и мы впустую тратим время, поэтому солнцем палимые решили потихоньку двигать в сторону Пошехонья.
Боковая волна трясла Дас Бот как хотела, но лодка уверенно держала заданный курс, мы уже не обращали внимания на все, что происходит вокруг, так как отошли на достаточное расстояние от каждого берега и в какой-то момент они попросту потерялись из виду. Шли по курсу, который прокладывал наш старенький Гармин. Позвоночник ныл от постоянной тряски, вечерело и на горизонте показалась полоска земли, ветер, а вместе с ним и волна стихали и около 10 вечера мы оказались в Пошехонье.
Те 50 литров бензина, которые мы вяли на старте были выработаны практически в ноль. Что ж, 13 литров на сто километров пути, для груженой моторной лодки – крайне впечатляющий результат! Причалив, пошли на заправку, благо она оказалась в пяти минутах ходьбы от берега, а кроме того, в ней продавались шикарные сосиски с хлебом и кофе! Вопрос с топливом для мотора и для нас решен в одном месте! Размявшись, перекусив и проверив надежность крепления вещей в лодке, около 12 часов ночи мы двинули в сторону города Череповца. Я снова на румпеле, Володя снова в позе эмбриона. Ночь. День третий; Этой ночью на Рыбинке штиль, в небе полная луна, да и мы все ближе к северу, практически белая ночь! Идем правым бортом вдоль береговой линии в трех-пяти километров от берега, обогнали одну баржу, больше на воде не увидел никого. Через пару часов монотонного урчания мотора меня начало рубить в сон. Однажды даже показалось что я уснул на румпеле. Пришлось будить Вовку а самому упасть на дно лодки чтобы провалиться в сон. Около шести утра я был разбужен и стал свидетелем потрясающе красивого восхода солнца. Вот фотографии – никакого фотошопа!
И уже виднелись трубы Череповца, и вскоре мы вошли в реку Сухона на берегу которой решили сделать небольшую остановку чтобы размяться, поиски бензина на рыбинском водохранилище вымотали нас основательно. Минут через 20 снова за румпель и около 9 часов утра мы пришвартовались к стенке возле очередного гидротехнического сооружения – шлюз Шексна. Связались с оператором, информация немного не порадовала и следующие пару часов мы ждали своей очереди чтобы попасть в шлюзовую камеру. Движение судов на Шексне в этот день было достаточно плотным. Местные рыбаки удивленно рассматривали нас и нашу лодку, один даже поинтересовался кто мы и откуда идем, и как всегда сразу отнесся с недоверием к нашему рассказу. Но после того как мы достали рацию и запросили шлюзование, все недоверие улетучилось. Прошлюзовались вместе с какой то баржой и парой рыбаков на алюминиевых кастрюльках. Здесь мы смогли рассмотреть лица шкиперов, удивление и застывший вопрос в глазах. Вышли из шлюза и сразу оказались в городской черте. Высадились на берег рядом с центральным причалом городка Шексна. Здесь предстояло найти какой-нибудь гараж, где есть сварочный аппарат, чтобы отремонтировать наш болотоход, пополнить запасы топлива и заодно провести обслуживание нашего движка.
Общение с местными пацанами показало, что в городе со сваркой тяжело, но ребята за небольшое количество денежных знаков решили нам помочь и я погрузив болотоход в багажник их автомобиля отправился на поиски сварки. После получаса поисков меня привезли в какой-то гараж, где стоял сварочный аппарат. Сам сварщик отсутствовал по причине запоя. Пришлось все делать самому, конечно получилось сварить не так красиво, как делают профессионалы, но в результате струбцина надежно стояла на своем месте! Вернулся к лодке, Владимир с пацанами укатил за бензином, ну а я провел небольшое обслуживание нашего лодочного мотора. Сменил масло, поставил новые свечи, прочистил фильтр-отстойник, да проверил гребной вал, за все время движение мы не намотали ни одной лески под винт.
В общем часа через три мы отчалили и не отойдя от берега и ста метров были остановлены сотрудником ГИМС, который подошел к нам для проверки документов. После ответа на вопрос как мы тут оказались и что мы только что вышли из шлюза, человек даже не посмотрел наши документы, ну а что тут смотреть, номера нового образца, имеется даже название судна и флаг, ну и мы вполне себе еще трезвые и экипированы практически по последнему писку моды. В общем погнали мы в сторону Белого озера, на наш волок. Через несколько часов прошли город Кириллов, и хотя у нас была возможность туда зайти, мы не стали этого делать, мы мечтали поскорее увидеть реку Ухтомку, мы шли вперед!
Спящий Владимир действовал мне на нервы, но Дас Бот с каждой минутой приближался к Белому озеру. Около 9 часов вечера мы прошли мимо затопленной церкви в Корхино на выходе в Белое озеро. По ней лазили какие то турЫсты, поэтому не стали останавливаться и погнали в город Белозерск с целью заправить полные баки топлива, следующая заправка должна быть только уже в городе Каргополь, после волока.
На Белом озере штормило, но волна была достаточно длинной, поэтому лодка уверенно шла по курсу нашего Гармина. В принципе мы могли пройти и по каналу, который связывает реку Шексну и город Белоозерск, но этого не сделали намеренно. Причалили у каких то гаражей, местные пацаны культурно отдыхающие неподалеку любезно дали номер такси и Вовка уехал топливом. Примчал Вован, загрузили топливо, проверили надежность крепления груза в лодке и поблагодарив компанию вышли в ночь. 12 часов ночи мы встретили в Белом озере.
Ветер и волна усилились, навигатор показывал курс на реку Ухтомка на другой берег озера. Так прошел очередной день нашего путешествия, за который мы успели пройти немногим более 300 км.
День 3
Волна била Дас Бот в левый борт, но все же брызги были не такие сильные, поэтому около четырех часов утра мы вполне сухие оказались в устье реки Ухтомка, вполне широкая река в этом месте, на небе облака, через которые иногда проглядывает луна, по берегам лес, идем на малом газу. Растительность и глубина не позволяют идти на глиссировании, да и резкие повороты незнакомой реки не позволяют идти на риск. Мы наконец то оказались там, куда я хотел попасть несколько лет! Древний торговый путь передо мной! Потихоньку восходит солнце, река постепенно сузилась до ширины 5-7 метров и произошло то, о чем догадывался только я. Первое дерево, которое лежало поперек реки, а за ним виднелось второе. В этот момент мы остановились около завала и заглушили движок. Пришла пора в очередной раз рассказать Володе про то, как несколько лет назад штурмовалась река под названием Созь.
Безусловно напарник знал про тот мой поход, но видимо не прислушивался особо сильно и не придавал значения тому что мы два дня прорубались через завалы. В общем, я предложил Владимиру вполне очевидное на мой взгляд решение, развернуться назад, выйти в Белоозеро, дойти до населенного пункта Липин Бор, где кстати установлен памятник Золотой рыбке, найти какую-нибудь Газельку и осуществить банальный объезд. Нам нужно-то было всего объехать 50 км по суше, что бы миновать реку Ухтомку, озеро Волоцкое и озеро Долгое с тем, что бы сразу сбросить лодку в реку Малую Ухтомицу и продолжить наше движение по более менее открытой воде. Я изначально планировал именно такой вариант, в том случае если я пойму что Ухтомка будет похожа на Созь, именно поэтому не стал брать с собой в этот поход бензопилу и топор. Сами поймите, нас всего двое, а для таких вылазок экипаж должен состоять минимум из 4-х человек, так как тащить весь наш экип, а это 250 кг для двоих достаточно тяжело. А завалы в начале реки говорили о том, что впереди будет полный швах. Нет, я был готов идти вперед, просто хотел убедиться в желании напарника убиваться пару дней на волоке.
Надо отдать должное, Владимир, который впервые в жизни попал в такую передрягу, выдал следующую фразу: «Я не сдвинусь назад – идем на волок». Что ж.. Раз так – вперед!
Перетаскиваем лодку через первые бревна, ставим наш болотоход основным мотором, крепим японца в лодке и идем в неизвестность. Через 100 метров очередное дерево, перескакиваем сходу, наша лодка подготовлена к таким испытаниям, надежная композитная броня днища держит удар! Поворот реки, скорость около 8 км/ч, опять бревно, перескакиваем – все ровно! Ребята из мастерской как и обещали – лодка выдержит и лодка держит! Идем вперед, усталость накопленная за все время похода говорит мозгу, что нужен отдых, впереди снова завал, причем такой, что лодка не может пройти ни над деревом ни под ним, поваленная ель перекрыла проход. Обносим лодку по берегу, это конечно жесть, транцевые колеса не работают на пересеченке, тащим лодку вместе с грузом прямо по траве и кустам, сбрасываем лодку в воду и идем дальше. После очередного изгиба опять завал. Все, нет сил идти дальше, глаза посылают друг друга в нецензурное путешествие, решаем – нужно немного выспаться, время около 9 утра, по реке пройдено около 3 км. Привязываем лодку, достаем алкоголь – пришло его время! Выпиваем по полстакана, заедаем какой-то едой, я падаю прямо на жилет возле лодки. Последнее что я помню, Вова заботливо побрызгал мне в лицо средством от комаров, едкий запах и я проваливаюсь в сон.
Продолжение следует...))