"Гуляя" в поисках вдохновения по виртуальным просторам, натолкнулась на интересную статью.
Вкратце, в ней рассказывалась история про богатого человека, который обустраивал собственный дом.
Дизайнер предлагал различные варианты интерьерных дополнений.
Среди вариантов прозвучало оформление пола домоткаными "бабушкиными" половичками, которые делает наша соотечественница.
Хозяин отреагировал презрительно. В итоге дизайнер сделал предложение – бросить под ноги уникальные коврики "баласы", сотканные в Индии.
Каждый экземпляр, естественно, "эксклюзивнейший эксклюзив", единственный и неповторимый.
Богач согласился, восхитился половичками, и даже торговаться не стал.
Роль "баласов" блестяще исполнили те самые отвергнутые домотканые творения нашей российской мастерицы, только надбавка за необычное название и смекалистость дизайнера многократно превысила первоначальную стоимость товара.
Не беру судить подлинность истории и удивляться наивности богача, но допускаю, что подобная ситуация вполне могла произойти.
Ведь, как говорится в мультфильме, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
Самобытные "бабушкины" и даром не нужны, а вот они же самые, но под незнакомым иностранным названием – "шик, эксклюзив, покупаю"!
Причём разброс цен на тканые половички ручной работы, выставленные в интернет-магазинах и на площадках с объявлениями мастеров порой колоссальный.
Указание заморской страны-производителя автоматически повышает стоимость вещи, и разницу в несколько десятков раз "оправдать" исключительно транспортными расходами нереально.
При этом внешний вид товаров тоже различается, и некоторые изделия выигрышнее и аккуратнее смотрятся именно у наших мастеров.
Ткачество – это вообще очень интересный творческий процесс, которым в деревнях занимались преимущественно зимой, когда нет полевых работ и садово-огородной круговерти.
Далеко не в каждой избе был ткацкий станок (в разных регионах его называют кросно или кросна).
К владельцам выстраивались очереди, чтобы взять напрокат и превратить накопленные лоскуты, пряжу или растительные нити в необходимые предметы обихода.
Насколько знаю, ещё и не всем кросно доверяли. Ведь процесс выглядит простым только со стороны, а на самом деле только на заправку станка нитями основы мог уйти, в зависимости от длины будущего изделия, почти целый день!
С развитием текстильной промышленности необходимость ткать коврики и половички уменьшилась.
К тому же, для вязания или шитья требуется гораздо меньше места, не нужен редкий инструмент.
Мастерство стало исчезать, но, к счастью, сумело сохраниться.
Если хочется поработать на аналоге старинного инструмента, в Сети даже можно купить вполне компактное кросно.
Существуют простые модели ткацких станков, с пометкой "для детского творчества".
Как правило, ширина будущей вещи на таком инструменте едва достигает 30 см.
Самый примитивный аналог станка можно попробовать смастерить из рамы и гвоздей, и приобщиться к интересному декоративно-прикладному искусству.
Пусть даже не для продажи "баласов", а для интереса.
Поделитесь, вы умеете ткать? Или, может, никак не решаетесь попробовать?