Найти тему
Последний романтик

Родительское собрание в школе с религиозным уклоном

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — новый школьный предмет для 4-5 классов. На собрании родителям предлагают на выбор для своего ребёнка одно из шести направлений:

«Основы православной культуры» (ОПК)
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы религиозных культур народов России» (ОРКНР)
«Основы светской этики» (ОСЭ)

По статистике больше всего родителей выбирают последнее. В нашей Новосибирской области это почти 67%. В среднем по России — 43%. На втором месте ОПК 32%, на третьем ОРКНР — 21%. Оставшиеся три направления вместе около 4%, большая часть из которых Ислам.

И я бы выбрал ОСЭ, если бы ещё знал, что это такое. Подразумевается, что религии закладывают определённые нравственные правила. Но, так как значительная часть населения атеисты или агностики, то для них придумана некая светская этика.

Атеист полностью отрицает существование бога, агностик же сомневается в его существовании, но не отрицает его.

Родители, которые сами себя относят к какой-либо религии часто выбирают для ребёнка ОСЭ или ОРКНР потому, что хотят, чтобы ребёнок сам определился, что ему ближе. Один из родителей прямо сказал об этом на собрании.

На что преподаватель ОПК (по совместительству священник местной церкви) ответил ему, что его предмет ни в коем случае не ставит перед собой задачу завлечь детей в религию. Что это только в качестве ознакомления и расширения кругозора.

Правда чуть ранее, в своем выступлении, преподаватель ОПК приводил свою статистику, которой сам же противоречил своим словам. По его данным православных в стране было около 70%, а атеистов примерно 12%. Но за последние годы православных стало на 5% больше, а атеистов почти в 2 раза меньше.

Конечно, он не сказал почему это происходит. Но, вероятно, как раз из-за этого нового школьного предмета?

Далее было ещё интереснее. В ответ на реплики родителей по поводу ОСЭ, завуч сказала, что вы, конечно, можете выбрать ОСЭ, но преподавателя по нему у нас нет. И, вообще, преподаватели есть только по ОРКНР и ОПК.

То есть, по сути, считаешь себя православным — выбираешь для ребёнка ОПК, не определился — ОРКНР. Всё.

Я скачал учебник по которому учат ОПК. Много правильных и красивых слов. Много отсылок к истории. Но есть и немаленькая такая ложка дёгтя (в моём понимании):

Гражданское единение, к которому мы стремимся и которое нам так
необходимо, было на долгие годы разрушено в день трагического
разделения России 7 ноября 1917 года.
Этот день так и не стал, да и не мог стать, днём согласия и примирения. Приверженцы коммунистической идеологии по-прежнему отмечают в этот день годовщину октябрьских событий 1917 года. Люди иных взглядов, в том числе верующие, воспринимают эту дату отчуждённо. А молодёжь не понимает смысла назначенного на этот день праздника и этих идейных разногласий.

И никогда не поймёт, — хочется добавить, — если будет изучать такие предметы в школе. Зачем лягать коммунистическую идеологию? По моему в советское время к церкви относились более по христиански, чем в современное время к коммунизму.

И, кстати, это не абсолютные противоположности. Сравните моральный кодекса строителя коммунизма и десять заповедей. В нравственных вопросах они похожи, но есть и существенные отличия. В одном случае "человек человеку друг, товарищ и брат" в другом "всякая власть от Бога"

Так же в учебнике ОПК много цитат академика Лихачёва, их как-нибудь разберу отдельно.

Исходя из всего этого, я записал младшую на ОРКНР. А у старшей поинтересовался — как ей новый предмет? Ведь она изучала его уже год.

Она сказала, что препод по ОРКНР рассказывал очень скучно и она перевелась на ОПК. А, вообще, ей этот предмет нравится, так как ничего не задают, не ставят оценки и можно рисовать на уроке.

-2