Найти тему
224 подписчика

Мариуполь. "Здесь и сейчас".

Мне часто говорят близкие, что я неправильно веду свой блог на яндексе. Что в нём - слишком много прошлого и тихой ностальгии, при этом очень не хватает дня сегодняшнего.

Не могу не согласиться со справедливостью такой критики. Попробую объяснить указанный недостаток злободневных материалов в моих статьях.

Мариуполь. Ж/М "Невский". Фото из интернета
Мариуполь. Ж/М "Невский". Фото из интернета

Ну во-первых: в интернете достаточно много мариупольских авторов, которые качественно освещают ход восстановления Мариуполя. Строительство новых объектов, масштабные ремонты, и т.п. Такие блоги несомненно полезны и вселяют оптимизм в читателя. Но есть ли смысл освещать своим фонариком то, что и так хорошо освещено?

****

И что тогда остаётся? Критиковать?

Во все времена критика была важной частью общественного диалога. Она обращала внимание общественности и власти на болезненные места с целью быстрее и эффективнее решать реальные проблемы. Можно было бы "поработать" в этом направлении. Не столько потому, что мне нравится копаться в проблемах, столько потому, что это было бы объективно полезно.

Но я прекрасно понимаю, что эффективное освещение проблем тут же будет раздуто, дорисовано и использовано как материал для украинской пропаганды. Поэтому о таком я писать не хочу.

Как иллюстрация - проблема с оформлением и получением документов, которая недавно попала в СМИ благодаря визиту Президента в Мариуполь.

Год прошёл с тех пор, как люди вылезли из подвалов, а до сих пор многие не получили главный документ, удостоверяющий личность. А без него ни компенсации за утраченное имущество, ни ордера на новое жильё, ни нормальной работы.

Мне самому пришлось два с половиной месяца отмечаться в очередях в другом районе города, чтобы подать документы на оформление паспорта. Еженедельные сверки и ещё практически два полных дня пребывания в раздражённой и измученной ожиданием очереди - при подаче и при получении паспорта. Теперь об этом "безопасно" писать, но никакой проблемы такая писанина решить уже не поможет.)

****

Каждый мариуполец имеет возможность лицезреть толпы на остановках общественного транспорта. За год проблема с пассажирскими перевозками не была окончательно решена. Из-за длительных перебоев с выплатой зарплат многие водители Мариупольтранса ушли с работы на вольные хлеба. Об этом не раз писали в городских ТГ-пабликах, так что и здесь я не открою америки.

****

На проспекте Строителей до сих пор есть аварийно-опасные перекрёстки с весьма оживлённым движением, на которых всё ещё нет светофоров. Почему?

****

Увы, пока самая востребованная профессиональная сфера в городе (если не брать строительную отрасль, в которой работает большая часть специалистов, командированных из других городов России) - это торговля. Достаточно выйти на бул. Шевченко - вдоль всей улицы тянется стихийный рынок. Далеко не всех привлекает эта сфера заработка.

Да, открываются супермаркеты. Но все они - донецкие. Много вы слышали о том, как мариупольским предпринимателям помогли восстановить свой бизнес? Я - ни одной. Если кто-то и выкарабкивается, то исключительно своими силами.

****

В Мариуполе до сих пор нет ни одного городского СМИ. Приазовский рабочий - донецкая газета. Мариуполь-24 - это просто филиал 1-го Республиканского. А ведь с 1-го января М24 должен был стать самостоятельным! Считаю, что донецкие шэфы, получившие такое задание ещё летом, его полностью провалили. Телеканал всё ещё вещает в тестовом режиме, а собственного контента производит столько же, сколько мариупольская корргруппа ТК "Оплот" из 5-ти человек. Остальной контент - сюжеты донецких коллег.

В городе осталось довольно много профессионалов-телевизионщиков. И они с радостью принесли своё личное оборудование на Мариуполь-24. Спасли и отмыли от гари и экскрементов мебель с разбитых телеканалов. И душой вложились в то, чтобы возродить городской канал.

Какой результат помощи шэфов? 7 человек из производителей контента (режмонты, корреспонденты) буквально сбежали с телеканала. Я - в том числе) Ушли, кстати, не только они (всего 15 человек), но я пока не касаюсь технических работников.

Причина ухода даже не в том, что за пол года они ни разу не получили оплату работы в праздничные и выходные дни, а в нездоровой атмосфере, которую создали руководители. Безграмотное управление и неуважительное отношение при формальном обращении по имени-отчеству.

Те из старых профи, кто не успел трудоустроиться на телеканал, послушав своих коллег, передумали трудоустраиваться. Мол, станете самостоятельными, тогда придём!

****

Проблем в городе много.

Вот девушка из Мариуполя только обозначила наболевшую проблему с восстановлением частного сектора, где в течение года "и конь не валялся".

Много есть новостей о восстановлении повреждённых многоэтажек. И они не врут. Я и моя семья перезимовали в застеклённой квартире, в тепле. Хотя к отоплению вопросы всё же были. Из-за малого давления теплоноситель плохо продавливался в батареи. Но, в принципе, мы не мёрзли. Вода есть, газ есть, электричество отключали всего пару-тройку раз за всю зиму, и то - ненадолго. Интернет работает не безупречно, но вполне исправно (хотя он есть ещё не везде в городе). Работы по восстановлению квартир, куда были прилёты, в нашем доме всё ещё продолжаются. И строительный шум порой трудно перекричать. Здесь успокаивает, что такие работы не ведутся круглые сутки и должны закончится к лету.

Из "коммунальных благ" недоступен пока только лифт. И не только в нашем доме, но и вообще во всём городе, насколько я знаю. Учитывая, что и до СВО большинство мариупольцев составляли люди пенсионного возраста, это - серьёзная проблема. Каково старику да ещё и с больными ногами несколько раз в день подниматься и спускаться с верхних этажей? А если надо поднять наверх что-то тяжёлое?

Насколько я знаю, проблема с лифтами связана с отсутствием в городе квалифицированных специалистов.

Квалифицированный и ответственно подходящий к сфере своей деятельности профессионал не просто редок в обыденной жизни, но и часто весьма капризен. Ему подавай уважительное отношение со стороны начальства, достойную оплату труда, высокие стандарты проживания. И тут не стоит удивляться, что те, кто могли бы остаться в Мариуполе, разъехались по заграницам (кто в Европу, кто в Россию, а кто - в Украину). Многие тщательно мониторят ситуацию в городе, ожидая момента, когда найдётся достойное приложение их профессиональным навыкам, а условия жизни в городе хотя бы приблизится к уровню до СВО.

Для меня есть только одно объяснение пока ещё не разрешённой загадки, о которой в открытую рассуждают на городских пабликах: почему так слабо заселены новые дома? Скорее всего, пустующие квартиры ждут тех самых "квалифицированных специалистов", которых во что бы то ни стало нужно вернуть в Мариуполь. Другого объяснения я не нахожу.

****

Мне часто говорят близкие, что я неправильно веду свой блог на яндексе. Что в нём - слишком много прошлого и тихой ностальгии, при этом очень не хватает дня сегодняшнего.-2

Вот хорошая новость - В ДНР создадут промышленный парк на базе "Азовмаша". Но что конкретно и когда - совершенно неясно. Информации минимум. Как может себя соотнести с будущим промпарком рядовой мариуполец? Кем он в нём будет? Промсадовником?)))

Я уже писал, что сегодня очень нужен привлекательный образ будущего Мариуполя. Хорошо проработанный институтами специалистов и упакованный в доступную обычному жителю города видео-презентацию или буклет. Чтобы все - от простого рабочего до руководителя, от работника культуры до представителя сферы услуг сильно захотели бы, чтобы он осуществился, и радостно включились в процесс его реализации (каждый на своём месте).

Тогда бы и трудности переходного периода воспринимались по-другому.

Возможно, в этом деле поможет анонсированный Сергеем Переслегиным и его командой визит в Мариуполь (надеюсь, он будет не последним).

*****

И вот ещё одна причина того, почему я в своём блоге так часто возвращаюсь к прошлому.

Технополис, в который последние годы начали превращать Мариуполь глобалисты силами Метинвеста, не был достроен. При всей его внешней привлекательности (а он и задумывался именно как "витрина"!), мотивы были далеки от трогательной заботы о жителях города.

И здесь очень важно сделать несколько шагов назад, в те времена, когда Мариуполь жил мирной и спокойной жизнью. И построить новые маршрутные линии, соединяющие прошлое с тем образом Мариуполя, который, воплотившись, затмит все прошлые мечты и достижения.

Нельзя зацикливаться только на строительстве и ремонтах.

****

Вот такой вот опыт написания злободневной статьи в моём блоге. Первый и наверное последний. Не хотелось бы превращать свой блог в собрание негатива, бытовой и прочей неустроенности.

Пусть такие проблемы освещают СМИ, это их функция как 4-й власти)))