Психотипы: философское осмысление научных данных

 Дорогие подписчики и гости нашего канала!

Дорогие подписчики и гости нашего канала! На этот раз один из наших подписчиков, кандидат математических наук, но в то же время и большой исследователь Восточной и Западной философии, большой поклонник поэзии народов Востока, сам поэт и философ Шукюр Бабаевич Шихиев любезно предоставил нам одну из своих философских трудов "Психотипы". Представляем его вашему вниманию.

***

ПСИХОТИПЫ

Любое научное знание всегда уходить корнями в философию, то есть мы пытаемся формулировать мысли на уровне явлений, с которыми Сознание встречается посредствам органов чувств. Тут обязательны нечеткие определения и понятия. И мы вынуждены ими пользоваться.

Ощущение – это то, что беспокоить Сознание. Вне моего Сознания нет во мне ничего. Оно личное и определенное. Акт Сознания функция физиологии и потому термин психологии. Понятие сознательное термин философии. (Отдадим должное Декарту, он вместо Сознания выбрал Мысль)

Разум человека, размышляя о глубине небес, столкнулась с бесконечностью. Объекты, окружающие нас, занимали конечное пространство. Визуально делится внутренность объекта и ее внешность.

Внешнее ощущение человека – возникают под воздействием внешних сил. (Как видите, в отношении к человеку мы предпочитаем материализм)

Душевное (внутреннее) ощущение человека – возникают под воздействием внутренних органов.

Чувства – комплекс ощущений.

Различаются внешние чувства и душевные чувства. Различаются чувства как положительные, так и отрицательные; классифицирует их Сознание.

Одни и те же чувства легко могут меняться из положительного в отрицательное и наоборот.

А философия, имея определенное понятия (сознательное), не может обойтись без противоположного понятия – (бессознательного). Мы уже упомянули о конечном и бесконечном. В философии много противоположных понятий, например, единичное и множественное.

Диалектикойдревние греки называли то особенность мышления, чтобы в Сознании непременно ощущались одно понятия, как слово; то в ней (в Сознании) обязательно должно присутствовать противоположный ему понятие, как фон. Например, невозможно произносить слово «единичное», если в Сознании нет понятия «множественного». Это равносильно тому, чтобы глаз не может различить однотонность цвета, должно быть, как минимум два цвета.

Перцепция (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio - ощущаю, воспринимаю), или перципировать – воспринимать; мы будем использовать перцепцию, как Внешнее ощущение.

Понятие апперцепции, введенное Лейбницем, чтобы разобраться в идеях Декарта о пределах сознательного, сыграл в философии решающую роль, озадачив о Бессознательном, таких гигантов, как Кант и Шопенгауэр, а затем и зарождающейся немецкой психологии в лице Липпса и Вундта.

Эдмунд Гуссерль в своей феноменологической теории объявляет апперцепцию излишней, но не может отказаться от этого понятия, заменив его другим термином: вчувствования.

Как бы там оно не было в среде больших немецких философов, мы будем использовать, как Душевное ощущение.

Размышляя о том, как Внешнее ощущение переходит в Душевное ощущение, мы вынуждены предположить, что Перцепция в нейронах надолго сохраняет возбужденное состояние (типа индукции) после того, как внешние силы уже перестали на него влиять. Иначе говоря, Перцепция переходит в апперцепцию, а затем зарождается память.

Чем больше в лес, тем больше дров. Органы ощущения были готовы предоставить в тело человека Перцепции, а памяти хватало, чтобы возбудить в них апперцепцию. Живые существа, кроме человека, на апперцепции завершили надстройку собственной памяти.

Человеку была уготовлена иной путь: он благодаря голосовым связкам все, что было вокруг себя, именовал и копировал в отдельную память. Память апперцепции одно, а память из слов языка иная память; психологи говорят, что эти две памяти находятся в разных полушариях. То есть, в его памяти был собран и дублирован все, с чем он имел дело в реальном мире. Вот это Сознание! Эти две памяти потом окажутся семантикой и синтаксисом в языке.

Это еще не все: все что он умел делать, точнее то, что он собирался делать, он мог об этом сказать. В Сознании человека появилось Прошедшее время; оно могло появиться только с Высказыванием и Предложением.

Утверждение можно было заучивать. Правила и приемы в жизни стали азбукой в простых умозаключениях. Человек стал мыслящим.

Человек существо социальное. Социум вертикален. Состоит из ярусов. Вышестоящие определяют образ поведения нижестоящих в зависимости от того, какую нужду они справляют из своего яруса.

На сегодняшний день структура государства и общественных отношений окутала личность, что на первый план выходить независимость отдельного человека от системы господствующих в стране отношений. В частности, речь идет об отношениях между двумя людьми, которые находятся в административной зависимости: один в подчинении, а другой вынужден управлять, контролировать другими людьми. И тут отношения между людьми упирается в психологию. Не только. Знания и профессиональная подготовка также зависит «от той доли общественного блага, которым человека может располагать».

В животном мире кроме пропитания, также остро стоить умения защитить себя от угроз, а не каждый особь может продолжить свой род; хотя род может иметь продолжения, но склонность к продолжению рода может иметь плачевные последствия, как пропитания и угроза жизни.

На устранения этих трех угроз: пропитания, защита и продолжения рода сосредоточены психология личности. Гражданские войны – это потасовки за пропитания. Войны между странами, как у племен и родов – это кровная месть, за честь, за религию и земли отцов. Как и войны, причиной прелюбодеяния является неуемность желаний. Один из ста человек зарится на чужое, а остальные бегут за ними, якобы по жадности, за честь или насладиться.

В человеческом обществе против угроз выработаны психические приемы, в частности, терпение (боязнь Бога). Нет более опасной психической травмы, как ощущение смерти. Нет более желанного в час неминуемой смерти, как неожиданное спасение. Желание спасаться и разумения абстрагироваться объединились и в результате появилось божество. Какие только эпитеты не стали мы ему посвящать. Он стоит того.

Религия не идеология, она является таким же жизненно важным органом в Сознании человека, постепенно шаг за шагом в течение веков трансформирующим генотип людей от животной психологии к терпимости и состраданию всем, кто наделен душой от Бога.

Религия сделала большой путь в становлении богобоязненной личности. Но до задач, поставленной Священными писаниями перед человечеством, он, тот самый человек глуп в 80%, хотя бы потому, что сомневается в истинности стоящих перед ним проблем. Он уверен, что его животная сущность, заключающая в сытной жизни - предел его существования. Еще немало людей, не сознающих свое назначения в бытии.

***

Душа человека в обозрении Сознания, радуется или грустит. У разных людей душевное равновесие определяется генотипом. На земле есть города, где триста дней в году солнышко и тепло, есть и такое, где триста дней в году дождь и туман, и еще морозы. Зависит оно от места расположения той или иной точки на Земле.

Точно также солнечно и тепло на душе человека зависит от его характера. В психологических аспектах человеческой сущности легко ошибиться, поэтому нужно иметь под рукой материал, с которым вы оперируете. Вот такого материала полно в нашей жизни. Но есть и неудобства в нашем исследовании, как в анатомии. Даже там в эксперименте мы можем резать мышей, а тут нам приходиться резать по живому даже не людей, а целые народы и этносы.

Естественно это неблагодарное дело, даже рискованное предприятие. Единственное оправдание в свой адрес могу сказать, что Бог или природа создала народы, они в этом не повинны. Поэтому всех их следует «с благодарностью принимать». Все-таки, без надобности не будем называть имена конкретных людей и название народов.

Разумеется, у автора и читателя есть свои понятия о добре и зле. Поэтому делить людей на хорошие и плохие нас вынуждает наш предмет. Именно об этом мы собираемся писать. Но, предмет этот не мы придумали. Относительно хороших и плохих людей есть нормативы, кого считать таковыми, а кого нет. Практически все канонические Писания (Бхагавадгита, Библия и Коран) только об этом говорят. Великие богословы, комментируя священные Писания, говорили об общепринятых понятиях о добре и зле. Стоит назвать несколько имен: Августин Аврелий («Град Божий», V век), Фома Аквинский («О душе», XIII век) и Хамид аль-Газали («Эликсир счастья» или «Воскрешение наук о вере», XI век), Вивекананда («Четыре йоги», XX век).

Разумеется, такие книги не назовешь учебниками по психологии. В них в максимально обобщенном виде дается назидания человечеству. Они нам полезны, чтобы не свернуть с «прямого пути», на котором настаивают пророки от имени Создателя.

Есть другая группа людей, назовем их литераторами, которые призывают нас к послушанию и богобоязненности. В этих повестях и романах есть свои герои, о характере которых мы узнаем по ходу повествования.

И такое произведение не назовешь учебником психологии. Хотя бы потому, что иногда сам автор затрудняется положительный он герой или нет.

Значит предмет нашей беседы или исследования должна быть менее абстрактной предписаний священного Писания по логике и масштабам обобщения, и не обширной, как героев романа, с их примитивной и повседневной озабоченности; мы собираемся писать о тех же повадках людей, но более централизовано и теоретически обосновано. Это будет типа учебника геометрии, но вместо фигур будут индивидуумы. (Будем надеется, что она не будет так наивна, как у авторов на заре эпохи рационализма с их Теоремами о существовании Бога)

Иначе говоря, хотелось бы создать то, что не удалось самому Карлу Юнгу - описание психологических типов. Разумеется, оно должно быть объемным и долгосрочным проектом со своей аксиоматикой и логикой.

***

Видимо, пора после разъяснительных примечаний приступить анализу типовых поступков, свидетелями которых мы являемся, а далее классифицировать их по группам.

Сельские и городские жители отличаются по психологическому укладу. Жители села поколениями на виду у своих сельчан, как правило, из поколения в поколение у каждого рода и племени наблюдается общий для них характер. Люди, живущие много веков в замкнутом пространстве, образуют лабораторию по изучению особенностей психологии.

Горожане представляют больше разнообразие и уникальны в своем характере. Их не спутаешь и не ошибёшься в их психологическом постоянстве.

В России жители города знакомы с напастью, которая именуются ЖКХ. За последние тридцать лет после развала СССР формировались в каждом города свои: Теплосети, Горгазы, Водоканалы, ТСЖ и тому подобные органы, паразитирующие на жизнеобеспечении граждан. В качестве примера мы остановимся на личностях среднего звена, об их психологическом укладе. Разумеется, характеры людей проявляются в их этносе, было бы назвать в селе и городе мы это наблюдали. Есть такой город Махачкала. Многонациональное сооружение. Даже в этой разношёрстной племени различаются свои особенности быта и повадки.

Этот наш первый пример. На нем мы покажем, по какой методике излагается пример. Это такой пример, как в геометрии прямоугольник; мы просто перечисляем его признаки.

Психотип № 1. (Пропитание)

Моя квартира на последнем девятом этаже протекала. От отчаяния я не платил почти год за техобслуживание квартиры. Хотел поговорить с начальником нашего Домоуправления. Он сидел за ноутбуком и играл в игры. Он не неохотно хотел оторваться от игры. Я подождал, сказал в чем моя проблема. На что он ответил: - «Оплатите долг, потом обсудим крышу вашей квартир». Я обрадовался, тут же оплатил, касса была рядам. Он, не отрываясь от ноутбука, сказал: - «Вы оплатили свой долг. До свидания».

Гражданин-начальник опять увлекся игрой. Мне показалось, что он играет не в игру, а лишь бы не замечать людей, окружающих и жизнь, которая свалилась ему на голову. Разговор с ним не уместен. В таких случаях мне не хватает агрессии, чтобы опустить ему кирпич на голову. Остается быстро исчезнут. А потом всю жизнь удивляться: «Я встретил вас, все былое» тошно стало тут же час.

Для чистоты эксперимента обсудим внешние очертания начальника; не будем говорить о моей наивности и о том, как в этой стране созданы условия оседлать добропорядочных граждан всякой шушере.

1. Он не выполняет своих обязанностей, из-за которых страдает населения, с которыми он знаком и «общается».

2. Это бездельник и симулянт, с вероятностью на 0,9 можно сказать, он ненавидит всякую работу; ибо работа воспитывает, а у него нет никакого воспитания. Он еще висит на шее своей семьи.

3. То, что он вылез в «начальники», говорить об одном: он готов прогибаться под того, кто готовь кормить его; никакого чувства собственного достоинства.

4. Его дерзкое поведение не говорить об отваге, он инстинктивно компенсирует, уравнивает на языке то, что глубоко сидит в его Сознании - никчёмность и безразличие к собственной персоне. Его ответ – крик души. Ему все равно, дадут ему под зад или по физиономии.

5. «Начальник» «начальника». Такое возможно, как следствие симбиоз на обоюдном пропитании, которое они предоставляют друг другу. Естественно, в этой системе симбиоза услуга не оказывается; по К. Марксу, не будет у населения «прибыли».

6. Как спасти себя от этого недуга общества. Все зависит от ареала распространения «бича Божьего» по вертикали и горизонтали. Я обычно отступаю. Тут один не воин. Доверяю суду Божественному. Не только в этом деле. Я этим судом доволен.

А. А больной на всю голову начальник бесценен в психиатрии. А подвид человека неразумного, чьи забавы не уместны в приличном обществе, очень интересны, так как они составляют в обществе не менее 30%.

Б. Встречая несуразность чиновника, мне почему-то вспоминается голуби на городской площади, ожидающий кормления из рук детворы или у ног забавных старушек. Я не о том, как братья по разуму заботятся и поддерживает экосистему. Не стоит ее удерживать. Как говорил Ницше, «толкни падающего». Если по неосторожности наступить на этих «кур», они не хотя подпрыгнут на горбу соседа, в этом все их телодвижения. Разве голубь позволял человеку приблизиться к себе на триста метров. Теперь они «начальники-голубушки» низкой пробы, не стоит их за хвост хватать, минимум для них - резервации для воспитания. Ведь оно порождает себе подобных.