С первых месяцев российского вторжения в Украину истребители-невидимки F-35 Lightning II патрулируют воздушное пространство над восточным флангом НАТО. Предполагается, что эти истребители должны собирать важные разведданные в дополнение к их заявленным задачам по охране воздушного пространства.
В начале конфликта на Украине самолеты-невидимки F-35 ВВС США были размещены на восточной границе НАТО для операций по воздушному патрулированию, которые включали поиск зенитно-ракетных комплексов и самолетов, сообщила Air Force Times после взаимодействия с официальными лицами 388-го истребительного авиаполка.
В феврале 2022 года, еще до событий на Украине, 388-й и 419-й истребительные авиаполки из штата Юта были переброшены в Германию на самолетах-невидимках пятого поколения F-35. После начала конфликта им было поручены миссии над Прибалтикой, близкой к театру военных действий.
Задача этих самолетов-невидимок F-35 состояла в том, чтобы собрать как можно больше электронных данных с самолетов и зенитно-ракетных комплексов, разбросанных по Восточной Европе, чтобы НАТО лучше понимала ландшафт угроз в регионе. Более того, они могли бы выступить в качестве дополнительной силы, если бы война перекинулась на соседние страны НАТО.
По данным подразделений ВВС США в Европе, в то время истребители действовали с объектов в Эстонии, Литве и Румынии. По словам американских военных, этот самолет должен повысить способность НАТО удерживать "господство в воздухе" в оспариваемых районах за счет расширения возможностей связи и командования и управления.
Недавно голландские F-35 выполняли миссии по патрулированию воздушного пространства под флагом НАТО с польскими боевыми самолетами МиГ-29.
Военные эксперты поясняют, что F-35, скорее всего, собирал информацию о российских системах ПВО и радарах.
F-35 имеет отличные оптические и пассивные радиочастотные датчики, которые позволяют ему обнаруживать цели на земле. Они могут передавать информацию о целях истребителям передового базирования, выступающим в роли грузовиков с оружием.
Другими словами, F-35, развернутый над Польшей, может передавать данные о целеуказании украинским истребителям МиГ-29, действующим над Украиной. F-35 должен был выполнять роль невидимого датчика, обеспечивающего безопасность польского воздушного пространства.
F-35 может включить свой радар и предоставить информацию о наведении украинских МиГов на перехват с российских крылатых ракет.
Недавний отчет в Air Force Times раскрывает планирование, стратегию и уроки, извлеченные из этих развертываний, которые были в основном направлены на сбор жизненно важной информации, помимо охраны воздушного пространства НАТО.
F-35 создан для противодействия и устранения средств ПВО, которые могут сбить самолеты коалиции и не дать другим самолетам достичь вражеской территории. Кроме того, они поглощают электрическое излучение окружающих радаров, чтобы создать точное изображение дружественных и враждебных сил поблизости.
По словам командира 388-го истребительного авиаполка полковника Крейга Андрле, летчики наблюдали эти опасности в Калининграде, российской территории, зажатой между Литвой и Польшей. Места расположения ракет класса "земля-воздух" были обнаружены и идентифицированы F-35, которые затем проинформировали об этом НАТО.
F-35 отследили зенитно-ракетные комплексы на Украине, некоторые военные эксперты предупреждают, что F-35 собирал важные разведданные для передачи ВСУ. Однако такие претензии не были приняты как НАТО или ВВС США.
Полковник Крейг Андрле сказал: "Мы не пересекали границу. Мы ничего не снимаем и ничего не роняем. Но самолет всегда работает, собирает информацию. И он делал это очень, очень хорошо".
Поскольку некоторая военная техника, такая как системы ПВО, может скрывать или маскировать свое присутствие в полевых условиях, F-35 не всегда мог распознавать военную технику во время миссий. Андрле утверждает, что один из примеров связан с российскими зенитно-ракетными комплексами большой дальности С-300.
Он утверждал, что самолет не всегда распознавал объекты вокруг себя, поскольку у таких средств, как системы противовоздушной обороны, есть цифровые способы уклонения от обнаружения.
Андрле рассказывал: "Мы смотрим на Sa-20 (название НАТО для зенитно-ракетного комплекса С-300). Я знаю, что это Sa-20. Интел говорит, что там есть Sa-20, но теперь мой самолет не идентифицирует его как таковой, потому что этот Sa-20 потенциально работает в режиме военного резерва, чего мы раньше не видели".
Но F-35 пометил объект для военных, которые обновили и повторно загрузили данные в самолет. После этого самолеты НАТО знали, на что смотрят и как это геолоцировать.
388-й истребительный авиаполк отбирал самолеты, которые могли летать не менее трех месяцев без капитального ремонта. Летчики готовили боевое снаряжение и тренировались в противогазах. Они привели в порядок свои медицинские документы, изучили европейские правила ведения боевых действий, узнали об аэродромах, которые они могут использовать.