Не так давно министр культуры РФ Ольга Любимова в своём telegram–канале заявила, что в экспозиции российских музеев планируют добавить технологии виртуальной реальности (VR). "ДП" узнал, как к этим перспективам относятся петербургские музейщики. Кто уже использует современные технологии в своих экспозициях, кто готовится к их внедрению, кто считает это излишеством, а у кого просто не хватает денег.
Привычное дело
В Русском музее технологии дополненной реальности (AR) используют уже более 10 лет. С ними работает как собственное мобильное приложение Русского музея, созданное при поддержке БФ "Система", так и приложение "Артефакт" от Минкультуры.
VR–объекты можно увидеть как в Центре мультимедиа Русского музея, так и в его виртуальных филиалах. "Это исторические и художественные реконструкции произведений, а также зданий и интерьеров музея. Онлайн доступна экскурсия в формате video360, созданная на основе юбилейной выставки “Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное”, где было представлено более 1000 произведений из коллекции музея", — рассказала "ДП" Анна Цветкова, врио генерального директора Русского музея.
К 125–летию со дня открытия, которое отмечалось 19 марта, Русский музей запустил собственную нейросеть в сообществе "ВКонтакте". Сейчас разрабатывается ещё один совместный проект, с помощью которого пользователи могут узнать историю Михайловского дворца и увидеть архивные материалы и фотографии.
Некоторые музеи в этом году впервые начинают использовать VR–технологии в своей работе. Например, в начале апреля в Государственном музее истории Санкт–Петербурга в Петропавловской крепости запускается VR–проект "Побег из тюрьмы Трубецкого бастиона". Как уточнили в пресс–службе музея, проект связан с одной из основных музейных экспозиций крепости — "История тюрьмы Трубецкого бастиона".
В Музее Фаберже планируют провести мультимедийную выставку, которая могла бы разместиться в новом выставочном крыле Шуваловского дворца. Ранее этот проект обсуждали с зарубежными подрядчиками, но сейчас музей ищет российских партнёров для реализации идеи.
"Этим летом в отреставрированном крыле Шуваловского дворца мы откроем современное выставочное пространство, оборудованное для проведения высокотехнологичных проектов. Будем наполнять его выставками, в том числе с использованием VR и других новых технологий", — рассказали "ДП" в пресс–службе Музея Фаберже.
Дорогое удовольствие
Однако далеко не все музеи могут себе позволить такую роскошь. В Музее советских игровых автоматов "ДП" сообщили, что в ближайшее время не планируют добавлять в экспозицию VR–технологии. По словам представителей музея, для этого потребуется слишком много ресурсов: расширение штата сотрудников, технические и организационные расходы. Хотя к самой идее там относятся позитивно.
"Мы бы с удовольствием ввели технологии дополненной реальности, это отличный способ развить нашу экспозицию. В 2019 году мы регулярно проводили детские квесты по музею с дополненной реальностью — полезный и приятный опыт для музея", — рассказали "ДП" в музее.
В историческом парке "Россия — моя история" склонны осторожно подходить к выбору контента и конкретных решений.
"Стоимость VR–игры варьируется от 3 млн рублей, и примерно около года требуется студии разработчиков на реализацию. Зачастую бюджет всей выставки не сильно превышает или вовсе не доходит до этой суммы. Поэтому в данный момент лучшим решением считаю открытие VR–кинозала", — подчеркнула Анастасия Сулимовская, заместитель гендиректора по экспозиционно–выставочной и научно–просветительской деятельности СПб ГБУК "МВЦ", управляющего историческим парком.
С июня по декабрь в историческом парке пройдёт VR–фестиваль образовательных фильмов про историю великих географических открытий во времена Российской империи.
Не планируют внедрять VR–технологии и в Российском этнографическом музее, подтвердили в отделе внешних связей.
Чувственный опыт
Впрочем, дело не только в деньгах. В концепцию некоторых музеев VR просто не вписывается. Заместитель директора Музея Ф. М. Достоевского Вера Бирон считает, что для камерных музеев VR–продукция пока недоступна — для этого не хватает не только средств, но и пространства. По её словам, ввести технологии виртуальной реальности в небольшой музей, который бывает очень плотно заполнен посетителями, очень сложно.
"У нас литературный музей. Я вообще не уверена, что мы должны идти по пути внедрения VR–технологий. Всё–таки литература — это мир вымысла, а образами мы навязываем какие–то решения. Литературе очень важно, чтобы она оставалась наедине с человеком", — отметила Вера Бирон.
Основатель творческого объединения "Музей N7" Николай Севастьянов считает, что лучшее использование VR — это исторический фильм, внутри которого оказываются зрители. Такой формат подходит для посетителей, которые любят как музеи, так и кино. При этом в самом "Музее N7", несмотря на то что команда специализируется на создании выставок с необычными техническими решениями, в ближайшее время не собираются добавлять VR–технологии. И дело не в цене вопроса, а в пользе для посетителей.
"Мы подумали: что главное в музее? Это же вещи. Люди идут в музей, чтобы посмотреть на настоящие экспонаты. Как VR поможет получить и усилить этот чувственный опыт? Мне кажется, что это вполне возможно сделать и без виртуальной реальности", — говорит Николай Севастьянов.
В Музее Арктики и Антарктики считают, что грамотное использование виртуальной реальности может дополнить экспозицию, но, разумеется, не заменить её.
"VR–технологии могут быть интересны как способ реконструкции среды или события, которые невозможно показать на музейном материале. На экспозиции “Природа Арктики” или при рассказе о перелётах в Арктике необходимо сообщить о погодных условиях. Рассказ экскурсовода, музейные экспонаты описывают среду. VR–технологии позволяют показать, передать часть ощущений от особых природных условий", — рассуждает Ирина Карпенко, учёный секретарь Российского государственного музея Арктики и Антарктики.
Создатели решений в области VR и сами подчёркивают, что задача иммерсивных технологий — именно дополнить реальную музейную экспозицию.
"За счёт VR можно расширить выставочное пространство, разместить в виртуальных сценах масштабные сооружения прошлого и экспонаты, которые сейчас недоступны для ознакомления или утрачены. В VR можно воссоздать исторические события и сделать посетителя их участником, а не просто наблюдателем", — комментирует Денис Тамбовцев, креативный директор Modum Lab.
Помимо этого VR и AR открывают возможности для коммуникации с аудиторией. Виртуальные туры и другие интерактивные решения могут привлечь внимание, заинтересовать и мотивировать посетить музей.
По словам Дениса Тамбовцева, разброс стоимости подобных проектов может составлять десятки раз, начиная с 1 млн рублей и уходя за отметку в 10 млн и более. Поэтому важно эффективно использовать возможности современных технологий относительно бюджета и в контексте конкретной экспозиции.
https://www.dp.ru/a/2023/03/31/Polnoe_pogruzhenie?from=dzen-news