Найти тему
Ольга Пурчинская

#МоиЛюбимыеАртефакты. Пьеро ди Козимо. «Читающая Мария Магдалина»

Пьеро ди Козимо. «Читающая Мария Магдалина». Репродукция взята из свободных источников на просторах Интернета
Пьеро ди Козимо. «Читающая Мария Магдалина». Репродукция взята из свободных источников на просторах Интернета

«Читающая Мария Магдалина» - полотно кисти итальянского живописца эпохи Ренессанса Пьеро ди Козимо. Портрет датирован примерно 1500-1510 годами. Сегодня картина находится в постоянной экспозиции итальянской Национальной галереи античного искусства в Риме.

Полотно размером 72х53 см ди Козимо написал в начале XVI века для своей личной коллекции. При жизни художника шедевр не подлежал продаже. После смерти мастера портрет на протяжении нескольких столетий регулярно переходил от одного владельца к другому. Выявить цепочку собственников и проследить путь картины историки искусства не могут вплоть до 1895 года, когда ее приобрел римский Национальный музей. В 2002 году полотно перешло в ведение итальянской Национальной галереи античного искусства.

Работу над «Читающей Марией Магдалиной» ди Козимо начал в 1500 году. Самой сложной частью работы мастер признал написание лица. Этот процесс занял у него два месяца. Натурщица ежедневно по несколько часов позировала мастеру, пока он колдовал над ликом, тщательно вырисовывая каждую деталь вплоть до эмоций и морщинок. Имя модели не подлежало огласке, однако доподлинно известно, что вдохновлять живописца непременно должна была итальянка с ее естественной красотой и привлекательными («божественными») формами.

Завершив работу над лицом Марии Магдалины, Пьеро ди Козимо занялся остальными элементами портрета. Поскольку это была работа, которую художник выполнял не на заказ, а для собственных архивов, то время его не поджимало и можно было экспериментировать, а параллельно отвлекаться на актуальные коммерческие проекты. Каждый фрагмент портрета, каждая его деталь имеют символический фундамент, ведь отдельно взятыми элементами ди Козимо хотел что-то показать.

Несмотря на то, что картина «Читающая Мария Магдалина» - портрет, искусствоведы просматривают на ней и элементы натюрморта. Книга, которую держит в руках библейская героиня, облаченная в одежды эпохи Возрождения, привлекает к себе внимание символистов. Дело в том, что ди Козимо не просто снабдил девушку реквизитом, а написал на страницах несколько строк. Смысловую нагрузку, однако, эти письмена не несут, во всяком случае, художник их содержанием с потомками не поделился.

Работа над портретом велась в два этапа. Сначала мастер прорисовывал контуры лица, после чего стал с ювелирной точностью наносить тени черного и светлого оттенков. Темные фрагменты затем подчеркивались при помощи туши. Это делалось для того, чтобы при любом освещении изображение лица выглядело максимально естественным, а девушка на картине имела свежий, ухоженный, отдохнувший вид.

Источник: http://artrepriza.com/avtor/redactor/2321-moilyubimyeartefakty-pero-di-kozimo-chitayuschaya-mariya-magdalina.html