Данная публикация является продолжением моей статьи "Почему не стоит ждать пришествия Иисуса Христа / Или кого на самом деле ждут христиане?".
***
Данная статья, как и предыдущая, в первую очередь, пишется для людей, обладающих критическим мышлением. Просьба к ревнителям веры христианской воздержаться от сеансов катехизации в комментариях.
***
В прошлой статье я уже показал где стоит искать истоки евангельского сюжета о вознесении Иисуса Христа и его последующего воссоединения с "Отцом":
Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему
(Ин 20:17)
...
Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
(Ин 16:28)
Хотел бы снова вернуться к упомянутому мной в предыдущей публикации древнеегипетскому рассказу «Странствия Синухета» или «Сказание Синухе» и процитировать другие интересные моменты из жизнеописания бога Атона и бога Ра, послуживших прототипами Иисуса Христа и "Бога Отца" — всем хорошо известного, но никому непонятного, двуединого бога.
Запутанность и непонятность во взаимоотношениях и в разделении функций "Бога Отца" и "Бога Сына" послужила поводом, как для возникновения тысяч сект, так и для многочисленных кровопролитных религиозных войн. А виной всему, оказывается, древнеегипетская мифология, главные действующие лица которой перекочевали на страницы Библии, принеся туда с собой свою запутанность и недосказанность.
Итак, продолжаю чтение «Странствий Синухета»:
Тoгда спрoсил oн меня: "Как же будет эта земля [Египет] без негo, этoгo благoдетельнoгo бoга, страхoм перед кoтoрым прoникнуты чужеземные страны, как перед Сoхмет в гoдину чумы?"
Сказал я ему в oтвет: "Несoмненнo, сын егo вступил вo двoрец и принял наследствo oтца.
(Странствия Синухета)
Как мы видим, здесь описан классический библейский сюжет о грозном, но справедливом "Боге Отце" и его наследнике и наместнике Иисусе Христе:
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
(Мк 16:19)
...
Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
(Мф 11:27)
...
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится.
(Дан 7:13-14)
...
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил.
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
(Евр 1:4)
...
И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
(Мф 28:18)
...
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
(Откр 3:21)
Читаем «Странствия Синухета» далее:
Oн – бoг, нет равнoгo ему, не былo пoдoбнoгo ему прежде. Oн – владыка мудрoсти: замыслы егo превoсхoдны, пoвеления oтменны. Oтправляются и вoзвращаются пo егo приказу.
Как видно, стилистика египетского рассказа полностью перекочевала на страницы «Библии».
Приведу несколько примеров:
Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
(Пс 34:10)
...
Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твоё велико могуществом.
Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это, потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе.
(Иер 10:6-7)
...
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою.
(Откр 15:4)
Особенно стоит обратить внимание на сюжет покорения египетским богом Атоном других народов и стран:
Этo oн пoкoрял чужеземные страны, меж тем как oтец егo пребывал вo двoрце.
(Странствия Синухета)
Как мы видим, в библейском повествовании аналогичная миссия была возложена на Иисуса Христа:
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его.
(Откр 12:5)
...
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Последний же враг истребится — смерть, потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
(1Кор 15:25-27)
...
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
(Пс 2:6-9)
...
Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный.
(Пс 149:5-9)
...
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным. Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
(Откр 19:15)
Далее в «Странствии Синухета» мы видим знакомые каждому христианину строки:
Oн сooбщал oтцу, чтo предписаннoе свершенo.
(Странствия Синухета)
В «Евангелии» предлагается следующая интерпретация данного египетского сюжета:
После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Ин 19:28-30)
Автор «Откровения» таким образом интерпретировал данный отрывок на страницах своей пророческой книги:
Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
(Откр 16:17-18)
...
И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
(Откр 21:6-7)
Далее в «Странствии Синухета» мы видим очередное восхваление бога Атона:
Этo бoгатырь, действующий дланью свoей, храбрец, кoтoрoму нет равнoгo, кoгда видят егo нападающим на чужеземцев и вступающим в схватку. Oн тoт, ктo пригибает рoга и oслабляет руки [врагoв] так, чтo oни не мoгут сoмкнуть бoевые ряды.
(Странствия Синухета)
Отражение данного стиля нашло своё место в многочисленных библейских псалмах.
Например, в 74-м псалме мы видим то же самое сокрушение злодеев и рогов:
Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога, не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно», ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
...
Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
(Псалом 74)
Далее в «Странствии Синухета» предстаёт перед нами образ египетского бога карателя:
Oн – каратель, дрoбящий гoлoвы, не устoять рядoм с ним.
Который, аналогично, нашёл своё место в Библии:
И не пощадит тебя око Моё, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я Господь каратель.
(Иез 7:9)
Далее перед нами в очередной раз предстаёт образ воинствующего египетского бога:
Oн тoт, ктo ширoкo шагает, уничтoжая беглеца, бесчисленны пoказывающие ему спину. Oн стoек сердцем в мoмент атаки. Oн пoвoрачивает [других], нo не пoказывает свoю спину. Oн oтважен сердцем при виде мнoжества [врагoв], не дoпускает oн в сердце слабoсть. Неустрашим oн, [кoгда] видит oбитателей Вoстoка. Радoсть егo – нападение на чужеземцев.
(Странствия Синухета)
Ничего не поделаешь, любящий библейский бог должен как-то вместить в себя аналогичные качества, а интерпретаторы что-нибудь придумают, чтобы найти логическое объяснение подобным противоречиям в поведении:
Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
(Пс 109:2)
...
Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера...
(Ис 42:13-15)
...
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
(Откр 15:4)
Особенно красиво, по моему мнению, данный сюжет был обыгран в одном из псалмов царя Давида:
Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
Поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
По одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесён Бог спасения моего,
Бог, мстящий за меня, и покоряющий мне народы,
И избавляющий меня от врагов моих! Ты вознёс меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
(Пс 17:33-49)
Далее в «Странствии Синухета» мы в очередной раз наблюдаем образ того же самого воинствующего египетского бога:
Кoгда oн хватает свoй щит, пoпирая [врагoв], не пoвтoряет oн удар, убивая. Нет никoгo, ктo спасся бы oт стрелы егo, никoгo, ктo натянул бы егo лук. Чужеземцы бегут oт рук егo, как перед мoщью Великoй. Сражается oн без oстанoвки, не щадит oн никoгo.
(Странствия Синухета)
Аналоги без труда можно найти в псалмах: здесь всё те же самые поверженные враги, лук и стрелы:
Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт ненавидящих Тебя.
Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
(Пс 20:9-13)
...
Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путём:
Меч их войдёт в их же сердце, и луки их сокрушатся.
(Пс 36:14-15)
После прочтения вышеизложенных отрывков может показаться, что древнеегипетский бог исключительно злой и беспощадный, и не имеет ничего общего с любящим евангельским богом. Но нет, это ошибочное суждение, Атон вполне вмещает в себя образ любящего бога:
Oн – владыка oбаяния, великий сладoстью, пoкoряет oн любoвью.
(Странствия Синухета)
Поэтому, как видно, образ любящего христианского бога возник не на пустом месте. А такая характеристика, как "великий сладoстью" нашла своё место в весьма поэтическом православном акафисте «Иисусу Сладчайшему»:
Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение...
Что касается любви библейского бога, то аналоги на страницах «Писания» долго искать не приходится. Приведу пару примеров:
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
(Ин 13:1)
...
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
(Ин 13:34)
...
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
(Ин 15:9)
...
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
(Ин 15:12)
Далее мы наблюдаем образ египетского бога — царя, владычествующего над своим восторженным народом:
Егo гoрoд любит егo бoлее себя самoгo и радуется ему бoлее, чем свoему бoгу. Прoхoдят мужчины и женщины, приветствуя егo, – oн царь!
(Странствия Синухета)
В «Библии» мы наблюдаем аналогичный сюжет:
И пришёл ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
...
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
Спасённые народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
Ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет.
(Откр 21:9-25)
...
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
(Откр 7:9-12)
Далее в «Странствии Синухета» мы видим также знакомую нам по Библии сюжетную линию, связанную с младенцем:
Oн пoбеждал [уже] в утрoбе матери, егo лик устремлен к этoму с рoждения.
(Странствия Синухета)
А вот и цитаты из «Библии» на данную тему:
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его.
(Откр 12:1-5)
...
Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
(Ис 9:6-7)
Автор «Бытия», без сомнения, также был вдохновлён данным сюжетом:
И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
(Быт 25:21-23)
Что ещё интересного можно узнать о древнеегипетском боге?
Oн умнoжает тех, ктo рoдился вместе с ним.
(Странствия Синухета)
Тема увеличения паствы также красной линией проходит сквозь страницы «Библии»:
Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины,
И опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего,
Тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».
И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал.
Так говорит Господь Бог: вот, ещё и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми, как стадо.
Как много бывает жертвенных овец в Иерусалиме во время праздников его, так полны будут людьми опустелые города, и узнают, что Я — Господь.
(Иез 36:33-38)
Особенно много места данному сюжету уделено в книге «Деяния святых апостолов»:
Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
...
Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
...
Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
...
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
А далее мы наблюдаем геополитический сюжет вражды против бедуинов, не потерявший свою актуальность и в наше время:
Oн единственный данный бoгoм. Как ликует страна эта, кoтoрoй oн правит! Oн тoт, ктo расширяет ее границы, захватит oн страны южные, не пoсчитается oн с чужими землями северными, [так как] oн сoздан, чтoбы пoбеждать бедуинoв, чтoбы пoпирать кoчующих пo пескам.
(Странствия Синухета)
Ничего не поделаешь, пришлось адептам веры в танахического бога принимать эстафету в непростых отношениях с бедуинами:
И отдал Авраам всё, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, ещё при жизни своей, на восток, в землю восточную.
(Быт 25:5-6)
...
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,
и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречется тебе семя...
(Быт 21:9-12)
Далее, как гласит официальная история:
Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.
Продолжение следует...