Или все таки заграница?
Пропускной пункт на трассе М1 близ Красной горки. Огромная очередь из фур по правой полосе. Небольшая вереница легковушек по левой. Таможенник, не выходя из авто показываем российские паспорта, счастливого пути! И вот мы уже в Беларуси.
2,5 часа и мы в столице союзного государства.
Минск напоминает микс из тихих европейских столиц и строгих советских городов.
Те, кто приезжают в город по железной дороге, при выходе из вокзала видят монументальные Ворота Минска. Это не совсем ворота, в классическом понимании, а два 11-этажных здания в стиле сталинский ампир. Два брата близнеца по сторонам улицы Кирова.
На одном здании установлены трофейные немецкие часы, самые большие в Белоруссии, с диаметром циферблата 3,5 м, на другом — литой герб Белорусской ССР. Также башни украшают скульптуры партизанки, колхозницы, инженера и солдата.
Идем дальше, и вот, мы на площади Незалежности. Венчает площадь фонтан Три аиста, который одновременно является стеклянным куполом для подземного торгового центра «Столица», аналог Московского Охотного ряда.
По периметру бывшей площади Ленина вы можете видеть Дом правительства, выполненный в стиле конструктивизм, Мингорисполком, в стиле модернизм и Белорусский Государственный Педагогический Университет.
Все здания говорят нам о незыблемом Советском прошлом. Но есть еще одно, что выбивается из общего ансамбля не только архитектурой, но и цветом: Красный костел или Костел святого Симеона и святой Елены.
Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Эдварда Войниловича, на чьи деньги и был построен храм в 1905 году.
Как и большинство церквей в советское время, Красный костел использовали под различные нужды. Лишь в 1990 он был возвращен в пользование прихожанам, но без передачи собственности.
В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея.
К сожалению, попасть внутрь не удастся, так как после пожара в сентябре 2022 года у религиозной общины отозвали договор аренды. Здание опечатали.
А мы идем дальше, что бы увидеть еще один памятник Советскому зодчеству на проспекте Независимости 21. Его величество ГУМ выполнен в стиле сталинский (а куда же без него) монументальный классицизм.
Для архитектурно-художественного облика характерно наличие больших остекленных проемов различных размеров, а также сложного декора — многочисленных фронтончиков, лепнины, вставок, геральдических поясков, профилированных тяг, майоликовых деталей, парапетов.
Он так завораживает деталями, что хочется все разглядывать бесконечно. Этакий экскурс в советское детство, когда деревья были большими, а ТЦ со сложными конструкциями из стеков и бетона, как Минский пассаж на Немиге.
В принципе, как я уже отметила в начале своего повествования, Минск отбрасывает нас в две эпохи: советское детство и Европу позднего средневековья. О ней мы поговорим в следующий раз.