Сегодня поговорим о трактах, проходивших по территории Пинежского района. Самой важной сухопутной дорогой долгое время являлся тракт от устья реки Пинеги до деревни Труфанова гора, здесь шел и почтовый и земский тракт вместе. От д. Труфанова гора дальше вверх по течению Пинеги до Нюхчи шел земский Верхнепинежский тракт, Мезенско-Печорский же, частью которого была Мезенско-Пинежская тайбола, поворачивал в сторону. В районе деревни Усть-Ежуга (родина М.Д. Кривополеновой) уходил на Мезень, Печору и в Сибирские города. О Мезенско-Пинежской тайболе рассказала здесь https://dzen.ru/a/Y_e7x0K94z7rqPzN?share_to=link
Верхнепинежский земский тракт опишу подробнее- попробую "нарисовать в тексте" его траекторию с привязкой к населенным пунктам.
Верхнепинежский земский тракт шел вдоль берега Пинеги, несколько раз переходил с одного берега реки на другой.
Путешествовали путники в кибитках (повозках). Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час (13 км/ч), летом - 8-10, только на почтовых трактах была возможна езда на почтовых или на перекладных. Для такой поездки заранее выписывали в отделе полиции подорожную- свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. К слову, на пинежских дорогах упряжку с большим количеством лошадей вы бы не встретили, так как ширина дороги не позволяла запрягать, например, тройку. Лошади шли гусем (одна за другой, в экипажи запрягалось не более двух). Если вы ехали по личной надобности, то предварительно вносили плату и получали простую подорожную, если же "по казенной надобности", то есть по делам службы, то вам выдавалась подорожная, оплаченная казной.
Плату брали поверстно, т.е. с версты. На всем протяжении пути стояли верстовые столбы. Прикрепленный под дугой колокольчик оповещал приближение почтового экипажа. У пристяжных лошадей, ходивших без дуги, к сбруе подвешивались бубенцы.
Как же путники преодолевали в летний период водные преграды, в нашем случае реку Пинегу, какие использовали паромы? Недавно нашла вот эти замечательные фотографии, автор-Петров Д.П. (период создания 1900-егг.)
На фотографии изображен процесс переезда через реку на лодке- пароме. На судне находятся люди (мужчины и женщины, кто-то стоит, кто-то сидит), две телеги. В них впряжены лошади. Трое мужчин гребут длинными веслами.
Возможно, фотографии сделаны в районе деревни Труфанова гора, т.к. здесь Мезенско-Печерский почтовый тракт переходил с одного берега на другой. (Фото летних и зимних экипажей, использовавшихся на пинежских дорогах здесь https://dzen.ru/a/Y_e7x0K94z7rqPzN?share_to=link )
Относительно пинежских деревень Верхнепинежский земский тракт (не путать с Мезенско-Печерским) проходил следующим образом: д.Першаково (правый берег Пинеги)-тракт на левом; д.Чушела (на левом берегу, при тракте); д.Малетино (правый берег Пинеги- в стороне от тракта); д.Петрова гора (левый берег Пинеги, при тракте); г. Пинега (на тракте); д.Пильегоры (левый берег, при тракте); д.Почезерье (левый берег Пинеги, при тракте); д.Заозерье (вдали от реки, на земском верхнепинежском тракте); д.Конецгорье (на верхнепинежском земском тракте); д.Матвера (вдали от реки, не на тракте); д.Чакола (при тракте); д. Залесье (в стороне от тракта); д. Веегоры (правый берег, в стороне от верхнепинежского тракта, тракт на левом берегу); д. Шотогорка (на левом берегу, в стороне от тракта, тракт здесь на правом берегу); д.Пиринемь (стоит при земском тракте); д.Курга (на правом берегу, на тракте); д.Березник (на левом берегу, не при тракте, тракт на правом берегу); д. Шотова Гора (стоит на тракте), д.Марьина Гора (правый берег Пинеги, на тракте); д. Усть-Покшеньга (в стороне от тракта); д. Карпова Гора (на правом берегу Пинеги, на тракте); д.Немнюга (на левом берегу Пинеги, тракт на правом); д. Киглохта (не на тракте); д. Ваймуша (на правом берегу, на тракте); д. Айнова гора (при тракте); д. Кеврола (на левом берегу, не на тракте); д. Церкова (на тракте, по обе стороны деревни); д. Шардонемь (не на тракте); д. Еркино (стоит на левом берегу, тракт на правом); д. Кушкопала (на левом берегу, в стороне от тракта, тракт на правом берегу); д. Веркола (на правом берегу, на тракте); д. Сульца (на тракте), далее дорога по левому берегу идет через Нюхчу на Усть -Важскую станцию, в Яренский уезд и в Вологодскую губернию.
Автор Сухотская Екатерина